Главная ->  Покрытия 

 

"Война крыш" утихает


Для коттеджей и других сооружений с покатыми крышами рынок предлагает широкую номенклатуру материалов, практически не конкурирующих между собой. Рынок материалов для кровель настолько динамичен, а количество ассортиментных позиций уже настолько велико, что, подавая соответствующую Тему № 1 в номере 25, “Контракты” ввиду нехватки газетной площади вынуждены были ограничиться только материалами для плоских крыш. Однако рынок кровельных материалов для крыш покатых еще интереснее. Он все меньше зависит от моды, и каждый материал постепенно находит свою собственную нишу, в которой нет реальных конкурентов. Поставщикам становится тесно в традиционном сегменте индивидуального жилищного строительства. Сейчас они прилагают усилия для выхода на рынок корпоративных клиентов, который до сих пор был “вотчиной” рулонных материалов. И постепенно появляются офисные сооружения или заведения питания именно с покатыми крышами, покрытые металлочерепицей или битумной черепицей. МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА Рынок насыщен, но открываются все новые заводы В прошлом году в Украине, по оценкам специалистов, продано 3,5—4 млн кв. м металлочерепицы. По цене, напрямую зависящей от технологии производства, специалисты делят металлочерепицу на недорогую ($5,5—6 за кв. м), дорогую ($7,2—10,8 за кв. м) и элитную ($15,5—20 за кв. м).

Недорогая металлочерепица выпускается из оцинкованной стали — отечественной и российской (в основном Новолипецкого меткомбината). Ее применяют все производители, имеющие отечественных инвесторов. Несмотря на достаточно узкий ассортимент профилей, покрытий и цветной гаммы, “наши” ежегодно наращивают свою часть рынка, оцениваемую сейчас представителями иностранных компаний в 50—55%. По прогнозам, в течение ближайших нескольких лет будут появляться новые производители, а их часть рынка постепенно будет расти. На сегодняшний день крупнейшими из отечественных производителей специалисты называют “Альбатрос” и “Арсенал”, оценивая их часть рынка под 20%. В целом количество отечественных фирм, занимающихся производством металлочерепицы, перевалило за десяток, и ежегодно возникают 2—3 новые, а закрепившиеся на рынке наращивают мощности. К примеру, “Финпрофиль” недавно открыл под Киевом свой второй завод. Ввиду общего роста рынка рассчитывают поднять объемы продаж и компании, поставляющие металлочерепицу из стали европейского производства: “Раннила-Киев”, “ТПК-Центр”, “Центросталь-Домсталь”.

Первые две компании уже развернули производство в Украине. В перспективе к ним присоединится и “Центросталь-Домсталь”, которая пока что выступает только импортером. Элитная металлочерепица представлена в Украине фирмами Memarkerobond, Gerard и Terra. Элитность представляет собой специальное покрытие из алюминиево-цинкового сплава с нанесением измельченного натурального камня, что продлевает срок службы с 15—20 до 30—50 лет. Кроме того, “элита” выпускается не листами, а полосами, что позволяет минимизировать отходы. На текущий сезон менеджер по маркетингу ЗАО “Раннила-Киев” Павел Ваценко прогнозирует рост объемов рынка еще на 20%, а другие специалисты — до 50%. Поставщики предполагают достичь этого благодаря корпоративным клиентам.

Покатые крыши открывают простор для архитектурных фантазий, что импонирует застройщикам офисных сооружений, ресторанов, кафе. А если они останавливают свой выбор на покатых крышах, строители обычно рекомендуют заказчику тот материал, с которым лучше всего умеют работать, в наших условиях — металлочерепицу. Чтобы полнее удовлетворять потребности строителей, поставщики металлочерепицы увеличивают скидки за большие объемы, а лидеры рынка приближают к ним производство. Так, “Раннила-Киев” в прошлом году открыла второй в Украине завод в Днепропетровске, еще крупнее киевского. С корпоративными клиентами производители металлочерепицы работают под заказ, и срок его выполнения имеет для строителей во время аврала первоочередное значение. Открывая производство в Украине или регионе, иностранная компания сокращает этот срок с 14 до пяти и даже трех дней. Среди индивидуальных застройщиков также сохраняется устойчивый спрос на металлочерепицу. А сейчас, когда этот материал утрачивает имидж элитности, покупатели стараются найти что-то особое. “Если раньше застройщиков удовлетворяла металлочерепица стандартного профиля с полиэстеровым покрытием, сейчас растет спрос на листы с покрытием из матового полиэстера и полиуретана (PURAL) и с оригинальным профилем”, — говорит Павел Ваценко. — Более популярными становятся нетрадиционные цвета — серый, зеленый, синий”.

Тенденции Если раньше металлочерепица использовалась преимущественно для котеджного строительства, то теперь спрос на нее растет (в этом сезоне на 20—50%) в основном благодаря корпоративным клиентам Ввиду массовости аудитории с низкой платежеспособностью спрос на дешевый еврошифер-ондулин должен возрасти в полтора раза Новичок — “Технониколь” обещает отнять лидерство у западных производителей битумной черепицы Емкость рынка цементно-песчаной черепицы с каждым годом удваивается Продажи керамической черепицы в этом году должны возрасти на 10—15% Бюджетные организации и индивидуальные застройщики обеспечивают рост спроса даже на неэкологический асбоцементный шифер ЕВРОШИФЕР Вытесняет классический шифер на селе Полвека назад во Франции запатентован битумно-полимерный материал на целлюлозной основе под названием Onduline, который у нас, как правило, называют “еврошифер”. Волнистые листы Onduline стандартным размером 2х0,95 м внешне действительно напоминали шифер, но, в отличие от последнего, не содержали вредного для здоровья асбеста и легко поддавались окраске. Благодаря невысокой цене ($4,25—4,35 за кв. м) они на европейском рынке заменили шифер после запрещения последнего. Производством такого материала вслед за фирмой, основанной его изобретателем, впоследствии занялись в Швейцарии (торговая марка Guttanit), Бельгии (Aqualine), Германии (Bituwell), а в США по лицензии Onduline начали изготавливать материал Ondura. В настоящее время на украинском рынке представлены все фирмы-производители. Львиная доля до сих пор принадлежит Onduline, которая остается лидером по его производству в мире. Остальные еще два года назад занимали примерно равные части рынка. Сегодня, по данным представительства Onduline, укрепились позиции Guttanit, тогда как Aqualine и Bituwell продаются вяло. В последнее время на украинском рынке начала формироваться потребительская группа этого материала — индивидуальные застройщики с достатком средним и ниже среднего.

Ввиду массовости этой аудитории продавцы делают ставку на нее и в этом сезоне, рассчитывая на полуторакратный рост рынка, главным образом за счет аграрных регионов — Западная Украина, Подолье, Киевщина. В последние год-два материал начали использовать для замены шиферных кровель на “хрущевках” и животноводческих фермах. ЧЕРЕПИЦА Обеспеченный клиент хочет натурального По оценкам фирмы “Braas-Украина”, сейчас в Украине только каждая тысячная крыша покрыта керамической черепицей — главным образом архитектурные памятники.

Действительно, если отечественная керамическая черепица стоит 40—45 грн за кв. м, а импортная — $12—27, то она не по карману многим покупателям металлочерепицы, а “еврошифера” тем более. Впрочем, после поголовного увлечения металлочерепицей, а впоследствии и другими новейшими материалами средней ценовой группы, обеспеченный клиент возвращается к керамической черепице. Поэтому торговцы ожидают, что рынок в этом году возрастет на 10—15%. Активизация спроса касается только импортной черепицы, среди которой на украинском рынке больше всего представлены Ruppkeramik, Creaton (Германия), Jamina, Vicor (Венгрия), Tondach (Чехия). Наиболее популярная — продукция наших западных соседей, которая стоит $12—15 за кв. м, тогда как немецкая — $16—29. По словам строителей, отечественные черепичные заводы за годы плановой экономики настолько запустили качество, что материал, который должен служить 100 лет, через 2—3 года начинает сыпаться. Покупать такую черепицу по $7,5—8 за кв. м никто не станет — у кого есть такие деньги, тот скорее купит качественную металлочерепицу или битумную черепицу. Устарел и ассортимент продукции. Популярнейшие формы черепицы, по данным торговцев, — “двойная S”, “франкфуртская”, “старонемецкая”, тогда как ассортимент отечественных заводов ограничивается полукруглым “бобровым хвостом”.

Поэтому несмотря на богатые залежи глины и дешевизну продукции отечественная черепичная промышленность едва прозябает, а низкий спрос, вызванный неплатежеспособностью, останавливает желающих проинвестировать какое-то мини-производство. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНАЯ ЧЕРЕПИЦА Цветная и доступная для покупателя среднего достатка Еще во времена Австро-Венгрии на Западной Украине выпускали черепицу из цементного раствора. В конце 90-х этот почти забытый в Украине материал опять вывела на наш рынок немецкая Braas. Напоминая по форме классическую черепицу, материал в 1,5—2 раза дешевле (EUR 8,1—17,6 за кв. м) и поэтому доступен для покупателей среднего достатка. В результате уже сейчас ее продается почти в четыре раза больше, чем черепицы классической. Замкнутый производственный цикл стал еще одним преимуществом, и сейчас “Braas-Украина” занимает половину украинского рынка цементно-песчаной черепицы. Другую половину делят между собой польская IBF, австрийская Bramac и еще ряд иностранных фирм.

Также в Украине существует по меньшей мере три мини-производства. Благодаря низкой цене и эстетичности (черепица может быть разноцветной и позволяет выкладывать на крыше узоры) материал быстро приобретает популярность в Украине. По данным “Braas-Украина”, за время деятельности фирмы объемы рынка каждый год удваиваются. Больше всего покупателей этого материала в регионе традиционных черепичных крыш — на Западной Украине, а также под Киевом. В этом сезоне у “Braas-Украина” появились клиенты из восточных областей. В этой ситуации Lafarge рассматривает вариант развертывания производства на базе Николаевского цементного завода на Львовщине, которое может заработать уже в следующем году. БИТУМНАЯ ЧЕРЕПИЦА Новички готовятся устроить переворот рынка Несколько лет назад украинский рынок познакомился с битумной черепицей — СБС-модифицированным битумным материалом на основе стеклополотна с цветной минеральной посыпкой. По своей форме (полукруглая, шестиугольная, прямоугольная) листы напоминают черепицу, но по ассортименту цветов и оттенков материал превосходит металлочерепицу.

За это время его положительно оценили архитекторы, проектировавшие загородные коттеджи. Оттенки битумной черепицы прекрасно гармонировали с цветами травы или воды в бассейне, а сам материал хорошо облегал крыши коттеджей, построенных в новоукраинском стиле с башнями и другими наворотами, давая всего около 1% отходов там, где металлочерепицы ушло бы в отходы 30%. Поэтому в прошлом году в Украине использовали 250—300 тыс. кв. м битумной черепицы.

Появились первые отечественные производители — Славутский рубероидный завод и “Крембит”. Учитывая ожидаемый троекратный рост рынка в нынешнем сезоне, многие производители еврорубероида задумываются, не заняться ли и себе производством битумной черепицы. В таком случае вскоре на рынке может развернуться острая ценовая конкуренция и снова появиться немало низкокачественной продукции. Но пока Андрей Примаченко, генеральный директор фирмы “Диана”, представляющей финскую битумную черепицу Katepal, оценивает ее часть рынка в 60%.

Дорогому (около $9 за кв. м) финскому материалу составляют конкуренцию в Украине итальянская Tegola, лидер европейского рынка ($7,1—10,8 за кв. м), ІКО (около $7,3 за кв. м) и Icopal (польский филиал с торговой маркой “Гонти орла” — $6 за кв. м). Недавно на украинский рынок попытался выйти еще один финский производитель — Pikkipoika. Но уже в нынешнем сезоне на второе место на рынке претендует новичок — “Технониколь”. Россияне в конце прошлого года купили завод Gargzdu Mida в Литве и теперь собираются выйти на рынок СНГ с недорогой ($6—7,2 за кв. м) черепицей, где будет применен высококачественный битум. “Технониколь” предложит потребителю не только битумную черепицу, но и карнизные элементы, слой подкладки.

Дизайн будет напоминать финский. Представители “Технониколь” рассчитывают за счет невысоких цен и широкого ассортимента устроить на рынке СНГ настоящий переворот — отобрать лидерство у западных производителей. С другой стороны, с финнами конкурирует элитная битумная черепица, покрытая медными пластинами.

Во всем мире ее выпускают только две фирмы — Tegola и Icopal. Первая уже продает свою продукцию в Украине по $27—38 за кв. м. АЗБОЦЕМЕНТНЫЙ ШИФЕР У устаревшего и непрестижного материала тоже есть резервы По результатам первых 5 месяцев нынешнего года ассоциация “Укрцемент” фиксирует рост производства традиционного асбестоцементного шифера. За этот период, если верить статистике, в Украине выпущено почти 219,5 млн листов шифера — на четверть больше, чем за соответствующий период прошлого года. Более того, украинский шифер охотно покупают в Европе, правда, только в Восточной (Словакия, Венгрия, Румыния). В более богатых государствах асбоцементный шифер считается канцерогеном, поэтому практически не используется.

Традиционный шифер сейчас в Украине выпускают восемь крупных предприятий. Почти половину объемов (105,8 млн листов за первые пять месяцев с.г.) и почти весь экспорт (около 35 млн листов) обеспечивает ОАО “Ивано-Франковскцемент”. По словам Андрея Семчука, руководителя отдела маркетинга предприятия, основная масса потребителей шифера — индивидуальные застройщики и бюджетные организации в провинции. Сейчас оживляется даже сельское строительство, поэтому растет спрос и на шифер. На “Ивано-Франковскцементе” пытаются сделать этот материал эстетически привлекательным — красят в заводских условиях в красный, зеленый, синий, а под заказ — в любой другой цвет. Правда, окрашенный шифер возрастает в цене более чем вдвое — с 7—8,4 до 18 грн за лист, поэтому спрос на красочность ажиотажным не назовешь.


 

Кровли из металлочерепицы. Интерьер: современная гостиная. Камин в стиле хайтек. СТЕКЛЯННЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ (виды стекол, их характеристики и цена. Шкаф-купе: место дислокации.

 

Главная ->  Покрытия 



0.0024