Главная ->  Недвижимость 

 

Музей как коммерческая недвижимость


Парижский Лувр по праву считается одним из символов французской столицы и, конечно, одним из самых известных музеев мира. Однако прагматичный французский ум воспринимает бывший королевский дворец не только как сокровищницу искусства, но и как рентабельный объект коммерческой недвижимости. При этом французы не единственная западная нация, конвертирующая музеи в объекты бизнеса. Новая экономика музеев Как объясняет специалист экономического журнала "Капитал" Седрик Пьетралунга, "новая экономика музеев прочно утвердилась уже в последнем десятилетии ушедшего века. Ее краеугольный камень - максимальная рентабилизация изысканно отдекорированных стен музейных зданий. Стены и залы больших музеев ведут свою коммерческую жизнь, обеспечивая также служителей искусства.

Это характерно и для Национального музея естественной истории в Вашингтоне, и для Лондонской Национальной галереи, и для парижского Лувра". В первые дни прошлого года другой известнейший парижский музей - Орсей, прославившийся своей коллекцией работ импрессионистов, закрылся не в обычные шесть вечера, а на полчаса раньше. Причина: фирма "Электрисите де Франс" сняла все помещение под рождественский банкет. Как, извиняясь, обясняли позже служащие Орсей, "стоимость аренды оправдала, с коммерческой точки зрения, отказ от последних посетителей". Для информации: входной билет в музей обходится в E7,5; от посетителей в период рождественских каникул отбоя нет. Парижские музейные завсегдатаи единогласно признают, что еще четверть века назад подобная - коммерческая - аргументация выглядела бы дурным тоном. Однако сегодня те же любители искусства находят в "новой экономике" очевидные плюсы: с деньгами от аренды искусство будет жить и развиваться, что, по большому счету, главное.

Когда в середине 80-х годов Миттеран вложил порядка $1 млрд. в реконструкцию музея и разместил во внутреннем дворе Лувра стеклянную пирамиду, окруженную гирляндами модных кафешек и ресторанчиков, бутиков и сувенирных лавок, эстеты негодовали. Сегодня пирамида, как и бойкотируемая в свое время современниками Эйфелева башня, прочно утвердилась в роли одного из самых ярких парижских символов. И приносит музею существенную прибыль, позволяющую содержать на достойных зарплатах 2 000 служащих. Согласно официальным финансовым итогам работы Лувра за 2004-2005 годы, прибыль от работы музея распределяется пропорционально на три части. Треть заработанных денег уходит на оплату работы персонала и прочие административные расходы, еще треть - на ремонтные работы в помещениях и на реставрацию предметов искусства, хранящихся в запасниках. Последнюю треть музей инвестирует в организацию временных выставок, специальных учебных галерей (как, например, галерея, специально задуманная для плохо видящих посетителей и ориентированная на прикосновение - на физическое, а не зрительное восприятие) и прочие новые проекты, в большинстве своем по прогнозам - рентабельные. В условно инвестиционной части до половины средств каждый год расходуется на исследования ожиданий будущих посетителей. Только в 2003-2005 годах на подобные мероприятия было потрачено E2,6 млн.

Руководство музея утверждает, что эти деньги окупились: как в контексте количества посетителей, так и с точки зрения денежных сумм, потраченных ими же в музее. "Традиционное мышление определяет за музеями роль своеобразного зеркала культуры и ассоциирует их с чем-то возвышенным, вечным, но также... пыльным, внематериальным, а значит, небогатым, - считает аналитик рыночных рисков из консалтинговой фирмы "Марглес" Валери Сельва. - Сегодня все переворачивается с ног на голову: музеи становятся в первую очередь ярмаркой предметов досуга, приманкой для богатой публики, здесь можно прикупить дорогую стильную одежду, предметы роскоши, отобедать в изысканном ресторане... Если говорить о Лувре, в нем все чаще происходят научные симпозиумы высокого представительского уровня, международные конференции, коллоквиумы. Такое перепрофилирование, кстати, не убавило традиционного интереса публики к самим музейным экспонатам. В 2005 году Лувр поставил мировой рекорд по посещаемости: 7 миллионов посетителей за год". Временная выставка или рентабельное вложение капитала? Общий бюджет Лувра как предприятия в 2005 году составил E149 млн. Из них 63%, или E94 млн., покрывается за счет субсидии от государства, остальное музей со своими коммерческими приложениями зарабатывает сам.

При этом бутики и салоны - далеко не единственный источник финансовой подпитки. Одной из форм заработка являются специализированные временные выставки за отдельную дополнительную плату за вход. Последние годы также практикуются выездные выставки коллекций Лувра за границу - в основном в Соединенные Штаты и Японию. Такие "гастроли", как правило, хорошо окупаются. "В среднем выставка такого уровня, как "Шедевры исламского искусства", которая проводилась в марте-июне 2006 года, обходится в E100-200 тыс., - поясняют в преcс-службе Лувра. - Эта выставка презентационная, она обеспечивает рекламу новому музею в городе Доха в Катаре, который откроется этим летом. Выставка представляет несколько десятков самых ярких экспонатов, собирает музею досье из публикаций прессы, делает ему имя... Такие выставки стоят своих инвестиций и хорошо окупаются.

Другой тип специализированных выставок - таких, как "Работы американских художников", которая открылась 14 июня сего года, стоит дороже - до миллиона евро. У этой выставки совсем другая концепция, она подобна спектаклю. Рано подводить итоги, но, по подсчетам наших специалистов, выставка как минимум окупится. Тем более, что средства вложены не только со стороны нашего музея, но и от "Чикаго фундейшн". Доходы от аренды музейных залов под различные мероприятия, по результатам прошлого года, выросли в Лувре на 10% и составили E750 тыс. Специалисты оценивают тенденцию как стабильную. Она подтверждается ситуацией в других крупных западных музеях: нью-йоркском "Метрополитен", лондонском "Тейт". Цена за аренду музейных и прилегающих площадей в Лувре немалая.

К примеру, европейский салон по торговле оружием "Евросатори" заплатил в 2004 году за коктейль-прием под куполом пирамиды Лувра E148 тыс. Цены на аренду залов варьируются в зависимости от сезона и формата заказов. Но в среднем, сообщает коммерческая служба Лувра, легкий коктейль в Наполеоновском зале (2 500 кв. м) обходится, из расчета на 500 посетителей, в E30-35 тыс., из расчета на 500-700 посетителей - приблизительно в E40-50 тыс., пригласить под купол пирамиды 1 000 человек обойдется минимум в E60-70 тыс. Все зависит от уровня фуршета и количества заказанного шампанского. Как правило, частные приемы в стенах Лувра происходят по вторникам, когда в музее официальный выходной день. Можно также заказать ужин в зале с экспонатами уже после закрытия музея, то есть после 18.00, - соответственно, по понедельникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Цена исключительно договорная, в зависимости от выбора зала и представленных там экспонатов. Согласно статистике французского Объединения Национальных музеев (структура, управляющая киосками Лувра и Версаля), 40% музейных посетителей перекусывают на месте кофе с булочкой или останавливаются пообедать. В 2005 году через сеть собственных ресторанов и кафе Лувр реализовал 1,7 млн. обедов.

В среднем, каждый посетитель помимо платы за входной билет оставляет в музее порядка E15. Незаметно для самого себя любитель искусства трансформируется в потребителя или же миноритарного инвестора - если оценивать музейное помещение с точки зрения объекта недвижимости, призванного приносить прибыль. По статусу предприятия Лувр является общественно-административным учреждением. В системе французского хозяйственного права это обеспечивает большую автономию и гибкость управления при наличии многоуровневого контроля за использованием бюджетных средств, поступающих от государства.

В истории Франции Лувр стал первым культурным учреждением, подписавшим с государством "Контракт о целях и средствах", который позволяет планировать развитие музея на несколько лет вперед, фиксируя конкретные цели с заранее просчитанными сметами по их достижению. Совет меценатов также участвует в планировании, расширяя количество своих членов и участников. За последние годы Лувр научился собирать немалые средства на существование не только за счет посетителей. С 2003 года во Франции существует специальный закон, позволяющий вычитать из налогов 60% от добровольных пожертвований на развитие культуры. Закон оказался эффективным с точки зрения поощрения крупного и среднего бизнеса, который находит выгодным, в том числе и с точки зрения рекламы своих предприятий, вкладывать деньги в реставрацию музеев. Оформление нового зала "Джоконда" профинансировало японское телевидение NTV (E3,8 млн.), о чем ненавязчиво напоминают разложенные здесь же рекламные буклеты.

Банк "Америкен Экспресс" проспонсировал на уровне E150 тыс. переводы названий экспонатов на табличках на английский и испанский языки. В 2005 году Лувр полностью обновил свой интернет-сайт, что обошлось в E7 млн. Однако музей не потратил ни сантима из бюджета, полностью решив проблему за счет трех крупных меценатов: банка "Лионский Кредит" (E4 млн.), консалтинговой структуры "Аксантюр" (E1,6 млн.), издательского дома "Блю Мартини Софтвар" (E1,3 млн.).

Как объяснил тогда прессе директор музея Анри Лойрет, "закон о налоговых скидках позволил Лувру стать одним из первых музеев мира, предоставивших возможность увидеть с помощью Интернета те 140 000 работ, которые оказались слишком хрупкими для того, чтобы их можно было представить в музейных залах". За год существования новая версия музейного сайта зарегистрировала более 6 млн. заходов посетителей. Соответственно, этот рейтинг "продается" сонму рекламодателей, размещающих на популярном сайте свои баннеры. Новый сайт не просто позволяет ознакомиться с музейными экспонатами у экрана собственного компьютера. Посетители могут обозревать залы по радиусу 360 градусов, увеличивать детали в три-четыре раза, получать разъяснительные комментарии... Располагающие свободным временем могут виртуально подготовить свой поход в музей: запустить список интересующих шедевров и компьютер вычислит и вычертит вам идеальный путь, который можно распечатать, дабы следовать ему уже на месте.

Сегодня сайт предлагает не только свободную по доступу информацию, но и платные услуги: распечатка репродукций работ художников, перекачивание спецпрограммы по бестселлеру "Код да Винчи", позволяющей проделать тот же виртуальный путь, что и герои популярного произведения. Кинокарьера во имя заработка Безусловно, в стоимость аренды старинных стен и залов Лувра входит и символика "вековой пыли", и память о некогда обитавших во дворце коронованных личностях, и... скандальный успех бестселлера Дэна Брауна "Код да Винчи", действие которого развивается в стенах музея. После выхода в свет книги, а затем и фильма количество желающих заказать помещение в аренду в Лувре неуклонно увеличивается. Для проведения скромного семинара теперь нужно записываться в очередь за несколько месяцев вперед. "Подрабатывая" арендой и торговлей, бывший королевский музей регулярно пополняется дополнительными помещениями и галереями. Новые территории размещают не только следующие постоянные экспозиции, но и принимают новых арендаторов.

На 2006 год общая музейная - она же арендная - площадь составила 70 тыс. кв. м. Пример великого Лувра вдохновляет: музеи могут сдавать в аренду площади под киносъемки. В свое время американский фильм "Мария-Антуанетта" Софии Копполы принес Версалю E300 тыс. арендной оплаты. Тогда же министр культуры Франции лично заявил, что призывает музеи активно сотрудничать с киноиндустрией. За съемки сцен фильма "Код да Винчи" американский кинематограф выплатил Лувру E24 тыс. из расчета за один съемочный день, а за использование для съемок внутреннего Квадратного двора дворца - E70 тыс. в день. Пресс-служба Лувра не называет точного количества дней, но подчеркивает с некоторым, как кажется, сожалением, что режиссер также построил специальные декорации в Лондоне, отображающие галереи музея, "чтобы не подвергать риску ценнейшие экспонаты". "Код да Винчи" - не первый и не последний киноопыт Лувра.

В музейных стенах, тоже на условиях аренды, снимались сцены из фильмов "Последний вздох" (режиссер Жан-Люк Годар), "Визит в Лувр" (Жан-Мари Строб и Даниэль Уле), "Город Лувр" (Николя Филибер), "Бельфегор" (Жан-Пьер Саломе) и другие. Правда, часть из этих кинолент имеет для музея очевидную рекламную составляющую. На новом уровне продолжается традиция совместного с телеканалами производства передач об экспозициях и экспонатах. Новизна, с экономической точки зрения, состоит в том, что музей берет на себя функции сопродюсера художественных кинолент и, согласно договорам с киностудиями, участвует в распределении прибылей от фильма.

Нестыкующиеся ассоциации В мире все относительно. Словосочетание "музейный бизнес" наверняка вызовет у украинского читателя ассоциации с кражей ценных экспонатов или использованием их в избирательной кампании. В то же время "на диком Западе" это всего лишь привычный, узнаваемый вид бизнеса, состоящий в привлечении строительных компаний к созданию новых музейных площадей, в усилиях коммерческих менеджеров по поиску выгодной клиентуры, в создании рабочих мест не только для музейных смотрителей с академическим образованием, но и продавцов, визажистов, стилистов, шеф-поваров, конферансье широкого профиля... Музейный бизнес становится настолько обыденным компонентом экономической жизни, что по нему начинают выходить практические пособия и разъяснительная литература. Автор одной из последних таких разработок, появившихся на французском рынке, Жан-Мишель Тобелем утверждает в своей книге "Новая музейная эпоха": "Музеи все больше приглашают на работу не искусствоведов, а коммерческих агентов.

В этом внешнем парадоксе - железная логика нашего времени: максимальная оптимизация всех без исключения ресурсов, от покрытых тысячелетней пылью дворцовых стен до бюджета под рекламную кампанию. Тенденция эта универсальна, ибо подтверждается практикой многих сотен музеев мира". Господин Тобелем ничего не говорит про Украину.

И все же смеем надеяться, что из обоймы всемирно подтвержденной тенденции страна не выпадет. При этом несовпадения в параметрах возможностей великого Лувра и более скромных украинских музеев не должны вгонять потенциальных отечественных музейных бизнесменов в разочарование: каждой стране - своя история и свои символы. А вот чужой успех, как не раз было доказано историей, вполне может послужить благодатной почвой полезных реформ и нововведений.


 

Самое выгодное вложение - покупка квартиры "со старушкой" в России. До конца квартирной приватизации остался месяц. Как избежать проблем при купле-продаже земельного участка?. Перспективы развития производства отечественных строительных материалов. Оптимизация процессов мойки и дезинфекции в цехе розлива.

 

Главная ->  Недвижимость 



0.0057