Главная ->  Оборудование 

 

Украинская школа реставрации


В преддверии десятилетнего юбилея Независимости Украины столица переживает настоящий строительный бум: реконструируются и ремонтируются транспортные развязки, прежде всего - Севастопольская площадь и площадь Победы, завершается строительство архитектурно-градостроительного комплекса на Майдане Незалежности, реконструируется и расширяется железнодорожный вокзал, восстанавливается пресловутый Бессарабский квартал. В работах на всех этих объектах активное участие принимают и украинские реставраторы. Так, корпорация "Укрреставрация" выступает генподрядчиком реконструкции первой очереди Бессарабского квартала и Железнодорожного вокзала, воссоздания церкви св. Михаила в Октябрьской больнице, ведет работы по реконструкции Майдана Незалежности. В творческом активе украинских специалистов - реставрация Национальной филармонии, Оперных театров в Киеве и Одессе, церкви св. Николая на Аскольдовой могиле, воссоздание церкви Богородицы Пирогощи на Подоле, уникального комплекса Михайловского Златоверхого монастыря и Успенского собора, приспособление под Управление Национального банка по Киеву и области комплекса зданий на Контрактовой площади, 2-а и 2-6. В преддверии знаменательной даты хочется оглянуться назад и подытожить сделанное руками украинских реставраторов за годы независимости. В 1997 году было отреставрировано здание Национальной филармонии - бывшее здание Купеческого собрания, построенное по проекту известного киевского архитектора Владимира Николаева в 1882 году, зал которого по праву считался одним из лучших по акустике на территории бывшего СССР.

Уникальные свойства зала удалось сохранить, а для того, чтобы изолировать его от оживленной внешней трассы, применили систему стеклопакетов с тройным остеклением -оконный блок из стеклопакета 'Термофон", состоящий из двух наружных стекол по 4 мм, между которыми находился специальный прозрачный акустический слой, вакуумный промежуток толщиной 16 мм и стекло 4 мм, а также еще одно стекло 5 мм, которое вставлялось во вторую створку. Промежуток между стеклопакетом и этим стеклом составлял 120 мм, а во всех остальных помещениях использован стеклопакет с двойным остеклением. Нельзя не упомянуть и проведенную масштабную реставрацию Киевского Оперного театра, где идея аутентичности материалов и конструкций доминировала во всем, даже в замене керамической напольной плитки и светильников. Кстати, для того, чтобы новая плитка не отличалась от первоначальной, которая к тому времени уже требовала замены, в Харькове на городской свалке отыскали старинные станки для выпуска такой плитки и пригласили двух старых мастеров, которые знали технологию ее выпуска. За реставрацию, реконструкцию и своевременное приспособление еще одного объекта - комплекса зданий на Контрактовой площади, 2-а и 2-б в 1999 году специалисты института "Укрпроектреставрация" были удостоены Государственной премии Украины. Сама реконструкция была осуществлена в 1994-1995 годах и представляет собой значительный интерес.

Авторы проекта максимально сохранили и восстановили первоначальный облик зданий, а для усиления их несущих способностей были применены буронабивные сваи в обсадных трубах, поверх которых был устроен монолитный ростверк. Даже столярка выполнялась по индивидуальным авторским чертежам. В 1997-1998 годах был возвращен первоначальный облик и церкви-ротонде св. Николая на Аскольдовой могиле, которая долгое время (примерно с 1935-1936 годов) была обычным парковым павильоном, в котором, помнится, еще в 80-е годы туристам показывали фигуру сидящего в полумраке Нестора Летописца. Церковь св.

Николая изначально была построена на оползневых территориях Печерской возвышенности, и первые деформации в ее конструкциях проявились уже через несколько десятилетий после освящения, в 30-40-х годах XIX века. Постепенно разрушение приняло столь угрожающие размеры, что церковь было решено снести, и помешало этому только личное вмешательство императора Николая I. Храм неоднократно ремонтировался, однако желаемого эффекта это не дало. В 1930-м году церковь закрыли, а кладбище вокруг нее включили в территорию парка культуры и отдыха. Реставрационно-восстановительные работы по возвращению церкви св. Николая ее первоначального облика были проведены специалистами института "Укрпроектреставрация" в 1997-1998 годах. К тому времени церковь находилась в наклонном положении, что можно заметить и сегодня.

В результате проведенных работ была отреставрирована кирпичная кладка стилобатной части церкви, устроена гидроизоляция, отремонтирована подземная часть церкви и сохранены захоронения в толще стен. Примечательно, что пол галереи был кривым (наклон его составляет до 25 см), а поскольку реставраторы постарались его выровнять, его сделали горизонтальным и одновременно теплым. В 1997-2000 годах был воссоздан уникальный комплекс Михайловского Златоверхого монастыря, главной святыней которого был собор во имя святого покровителя Киева, небесного воина Архистратига Михаила.

Михайловский Златоверхий собор был заложен князем Святополком Изяславичем в "вотчем" Дмитриевском монастыре и освящен в 1113 году. 3500 кв. м его стен занимали фрески и мозаики из смальты более ста восьмидесяти оттенков, некоторые из которых - мозаики "Евхаристия", "Дмитрий Солунский", "Святой Стефан" - сегодня известны во всем мире. В период господства стиля барокко ансамбль монастыря пополнился новыми сооружениями - трапезной с церковью Иоанна Богослова и трехъярусной колокольней, а к самому собору были пристроены два боковых придела - Варваринский и Екатерининский. Ансамбль Михайловского Златоверхого монастыря стал вторым по значимости после Софии Киевской ансамблем Верхнего города, а колокольни Софиевского и Михайловского монастырей образовали уникальную градостроительную, историческую и сакральную ось Киева.

Судьба монастыря оказалась трагической: в 1934-1935 годах он был варварски разрушен, уцелели только немногочисленные мозаики, мозаичные фрагменты, фрески и декоративные элементы. Сохранился и позолоченный горельеф св. Архистратига Михаила с западного фасада собора. Возрождение Михайловского Златоверхого монастыря началось по распоряжению Президента Украины Л.Д.Кучмы и Киевской городской государственной администрации с воссоздания в 1997 году Экономических врат, Михайловской колокольни (1997-1998 годы) и росписей стен возле святых врат. Затем были реконструированы Михайловская и Софиевская площади, келейные корпуса, Певческий флигель и Варваринский корпус.

В 1998-2000 годах был возрожден сам собор с его уникальным интерьером, причем два года воссоздавался сам собор, год - его интерьер. На восстановлении ансамбля Михайловского Златоверхого монастыря специалисты корпорации "Укрреставрация" применили и накопленный на протяжении существования корпорации опыт, и прогрессивные реставрационные технологии, которые сегодня используются во всем мире. Украинская школа реставрации по праву считается одной из наиболее развитых, наряду с реставрационными школами Польши, Италии, России и ряда других стран. Международные эксперты высоко оценили методику проведенных работ по восстановлению Михайловского собора. Любуясь сегодня золочеными куполами Михайловского, большинство из киевлян и гостей столицы даже не подозревают, какие сложные задачи пришлось решать украинским реставраторам.

Прежде всего, нельзя не сказать несколько слов о решении фундаментов колокольни и собора. Фундамент воссозданной Михайловской колокольни представляет собой монолитную железобетонную плиту толщиной 1 метр. Над существующими фундаментами Михайловского собора, значительно утратившими в результате разрушений свою несущую способность, была также установлена монолитная железобетонная плита, опирающаяся на глубокие опоры, передающие нагрузки на нижние прочные слои грунта. При воссоздании Михайловской колокольни специалисты корпорации "Укрреставрация" применили "тонкие стены", что позволило освободить дополнительные площади для создания домовой Трехсвятительской церкви, музея и ряда других помещений. Для сравнения можно привести такие цифры: толщина стен первоначальной колокольни составляла 3-4 м, воссозданной 70-80 см.

Уникальная работа была проведена по воссозданию интерьера Михайловского Златоверхого собора, главный купол которого и алтарную часть украсили мозаики, а остальные части - росписи в технике "кейм". Техника "кейм" - это техника так называемой "минеральной живописи", которая может выполняться в двух вариантах - для живописи на стенах и для живописи орнаментов. Технолог А. Кейм первый успешно решил проблему применения растворимого стекла в качестве связующего вещества красок в живописи, что открыло новые горизонты для монументальной живописи. Краски содержат в себе примеси веществ, способствующих их закреплению.

Кроме того, они сохраняют яркость красок, поэтому росписи в технике "кейм" по интенсивности цветов не уступают фреске. Украинские реставраторы вернули из небытия еще одну утраченную святыню -Успенский собор Киево-Печерской лавры, построенный в 1073-1078 годах. В период барокко храм был расширен, увеличилось число куполов, а сам он приобрел черты украинского барокко. Одних только иконостасов в то время здесь насчитывалось двенадцать, главный из которых был пятиярусным!

Собор был взорван в ноябре 1941 года и много десятилетий находился в руинах. Непосредственное возрождение его началось в 1998 году по распоряжению Президента Украины и Киевской городской государственной администрации. Территория Успенского собора была условно разделена на три части, согласно степени разрушений. Сложность состояла в том, что из-за возникших в результате взрыва деформаций, оставшиеся части древних конструкций утратили свою несущую способность, но согласно требованиям реставрации все их необходимо было сохранить для дальнейшего изучения. Еще одна проблема заключалась в наличии лессовых грунтов под фундаментами Успенского собора, создававших угрозу неравномерных деформаций в случае замокания. Чтобы предотвратить это, решили создать практически бездеформативную основу собора, применив сваи малых диаметров (так называемые "корневидные" сваи или "микросваи"). Они прошли через толщу сохранившихся старых бутовых фундаментов, не разрушив при этом древние захоронения.

Кроме того, необходимо было сохранить уцелевшую старинную кладку стен и включить их в общую работу с новой кладкой, для чего стены сохранившегося Иоанно-Богословского придела были "сшиты" по периметру в вертикальном и горизонтальном направлениях. Золоченые купола изготавливались на отдельной площадке, что сократило сроки строительства на три месяца. Особое мастерство проявили украинские реставраторы и при воссоздании иконостасов и уникальных мозаичных полов Успенского собора. В древнерусские времена между началом строительства собора и его освящением прошло шестнадцать лет, воссозданный собор поднялся из руин меньше чем за два года, и был освящен в День Независимости Украины, 24 августа 2000 года. В день Святого равноапостольного князя Владимира был освящен главный крест еще одной возрождающейся руками специалистов корпорации "Укрреставрация" православной святыни - Владимирского собора в Херсонесе. Этот храм по праву считают символом православия, так как возвели его над остатками древней базилики, в которой, по легенде, принял таинство крещения равноапостольный князь Владимир. Заложенный в 1861 году Владимирский собор изначально задумывался как символ духовной, культурной и политической преемственности между Константинополем и Киевом, как храм-символ веры предков. Не случайно его возведению уделялось так много внимания: на церемонии закладки первого храма присутствовал император Александр II со всей семьей, он же своими руками заложил первый камень в основание храма и положил на него десятирублевую золотую монету.

Средства на строительство величественного собора, украшенного мраморными колонами из итальянского и греческого мрамора, резьбой по камню, мозаичными полами и росписями, поступали со всей Российской империи. Однако сооружение храма затянулось на десятилетия. Во время Второй мировой войны Владимирский собор был сильно разрушен и более полувека находился в запустении, поросший травой и деревьями. Упал барабан с куполом, провалились перекрытия, в стенах появились трещины, почти полностью погибло декоративное убранство интерьера. Возрождение Владимирского собора в Херсонесе началось в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины, изданным в июне 1997 года. Реставрационные работы начались в конце 1998 года, ими предусматривалось проведение противоаварийных мероприятий, восстановление основных конструктивных элементов (своды, купол), ремонт и консервация элементов конструкций двухярусных галерей, западного ризалита, центральных и боковых апсид. Также заменялись разрушенные колонны и реставрировались фасады, разрушенные каменные блоки были заменены новыми, поврежденные блоки были отремонтированы. Последним этапом предусматривалось проведение работ по воссозданию утраченного интерьера: настенная живопись реставрируется, утраченные фрагменты восполняются на основе архивных материалов, мозаичные полы воссоздаются по первичным образцам.

Сегодня продолжаются ремонтно-реставрационные работы еще на одном памятнике мирового значения - всемирно известной Софии Киевской, внесенной в реестр памятников ЮНЕСКО. Вследствие того, что со времени последних ремонтно-реставрационных работ прошло уже несколько десятилетий, возникла необходимость в текущей реставрации, так как за это время из-за неравномерной просадки фундаментов Софийской колокольни в толще ее стен появились трещины. Ремонтно-реставрационные работы должны быть проведены на фасадах и кровле колокольни, необходимо обновить позолоту ее купола. Они начались в 1999 году, а завершатся в 2001-м. Стены 1-го и 2-го ярусов колокольни укрепили металлическими тяжами, заведенными внутрь стен: "напряженный" металл стягивает кирпичную кладку и удерживает ее. Сегодня колокольня сияет новеньким золотым куполом, а в световом барабане впервые за 50 лет разместили четырнадцать икон (в советские годы их просто замазывали масляной краской). После окончания реставрационных работ в Софийской колокольне появится ряд приятных новшеств, которые порадуют и киевлян, и многочисленных туристов. Во-первых, с колокольни можно будет полюбоваться величественной панорамой Верхнего города, а во-вторых, похоже, на смотровую площадку не придется подниматься пешком по крутым церковным лестницам - колокольню планируют оборудовать современным скоростным лифтом, как это уже с успехом делается во многих городах Европы. В ноябре 2000 года завершилась реставрация еще одного выдающегося памятника архитектуры - шедевра архитектора Растрелли - Андреевской церкви, построенной в 1747-1762 годах.

К сожалению, непрофессиональные ремонты XIX века негативно отразились на внешнем облике памятника: вначале исчезли декоративные украшения куполов, а затем изменили (к сожалению, в худшую сторону) и саму их форму. Ошибки прошлых веков исправили только при проведении реставрационных работ в 70-80-х годах XX века. На очередной реставрации Андреевская церковь находилась с 1992 и до конца 2000 года. В ней были отремонтированы нарушенные участки кладки и детали фасадов, наружные колонны и пилоны усилены металлическими обоймами, укреплены дополнительными стропилами конструкции крыши, отремонтирована кровля. Кроме того, было укреплено основание многоярусного иконостаса и заменен с сохранением первоначального рисунка мраморный пол. Было решено также усилить склон Андреевской церкви, организовать водоотвод и устроить подпорные стенки. Реставраторам корпорации "Укрреставрация" приходится не только реставрировать сохранившиеся памятники, но и воссоздавать утраченные. К числу последних можно отнести киевскую церковь святого Михаила в Центральной клинической (Октябрьской) больнице. Особенностью этой церкви является то, что, говоря современным языком, построена она была целиком и полностью на "спонсорские" деньги.

Средства на строительство дал известный киевский меценат купец Михаил Дехтярев, а разработал проект известный киевский зодчий Владимир Николаев. Храм св.Михаила просуществовал символически недолго - 33 года. В 1931 году его разрушили "воинствующие атеисты" советского времени, а в цоколе бывшей церкви организовали склад. Со временем святое место было засыпано землей и заросло деревьями, так что догадаться, что здесь когда-то стоял храм, было практически невозможно. Михайловскую церковь начали восстанавливать только в конце прошлого года благодаря поддержке Киевского городского головы Александра Омельченко. Подготовительный период строительных работ начался в ноябре-декабре 2000 года, он предусматривал усиление старых фундаментов церкви монолитным железобетонным поясом.

На втором этапе будет осуществлено непосредственное возведение объема церкви. На День Киева на куполе церкви был установлен и освящен главный крест, а осенью 2001 года храм планируется освятить. Недалеко от Михайловской церкви находится еще один известный объект, в восстановлении которого участвуют специалисты корпорации "Укрреставрация" - Бессарабский квартал, который долгие годы пугал всех своими грозящими обрушением стенами и перекрытиями. Но были в истории квартала и другие, более благополучные времена. Ведь изначально застроенный в течении 1896-1901 годов квартал по ул. Большой Васильковской, Бессарабской площади и улице Бассейной был многофункциональным доходным комплексом с дорогими квартирами, первоклассными гостиницами "Орион" и "Берлин" и всевозможными магазинами, причем владельцы помещений не скупились на роскошную по тем временам внутреннюю отделку интерьеров. Правда, вскоре после октябрьской революции отношение к неоренессанскому лепному зданию с башенками изменилось. Вплоть до 1986 года в бывшем доходном доме находились медицинские учреждения, студенческие общежития, квартиры рабочих "Ленкузницы", мелкие магазинчики и столовые. Где-то в 1980-х годах возникла, да так и осталась на бумаге, идея создать здесь современный торговый пассаж.

В конце концов, дома в Бессарабском квартале отселили, но инвесторы вкладывать средства в реконструкцию не спешили. Сегодня, глядя на отреставрированные старые стены и лепные украшения, сложно представить, что еще недавно здесь были в полном смысле слова развалины, потеря несущих способностей конструкций которых составила от 41 до 95%. Бессарабский квартал фактически был близок к той черте аварийности, за которой восстановление памятника становится невозможным. Одна из стен дворового фасада упала еще десять лет назад, да и остальные стены находились далеко не в лучшем состоянии: ширина раскрытия трещин составляла до 4 см, фундаменты замокали. Первая очередь реконструкции Бессарабского квартала началась по распоряжению Киевской городской государственной администрации в 2000 году. Ею предусматривалось проведение реставрационных мероприятий по восстановлению бывшего доходного комплекса и устройство современного подземного пространства вокруг него.

Специалисты "Укрреставрации" предусмотрели ряд неотложных реставрационных мероприятий, которые должны были придать сооружению необходимую прочность и несущую способность. Поскольку старые фундаменты частично утратили свою несущую способность, а согласно проекту по соседству со старыми зданиями находятся глубокие подземные пространства, существующие старые фундаменты были усилены вдавленными сваями. Трещины в кладке инъектировались раствором, поверхности фасадов перетерли штукатурным раствором с последующей расшивкой "под кирпич". Имитация первоначального вида поверхности кирпичной кладки была достигнута с помощью накладного декоративного шва.

Помимо этого, здание было надстроено мансардным этажом, соответствующим общему характеру фасадов, полностью заменены лепные декоративные элементы фасадов и кровля. Ко Дню независимости Украины завершается и реконструкция Железнодорожного вокзала, построенного в 1932 году по проекту архитектора Вербицкого, и столичного Майдана Незалежности. Рассказ о них, так же как и о других объектах специалистов корпорации "Укрреставрация" - это уже тема будущих публикаций.


 

Некоторые проблемы современного строительства. Чем опасна современная архитектура. Коробка дома.

Стены.
Большие возможности малого предпринимательства. Плиты и камень режем точно и чисто.

 

Главная ->  Оборудование 



0.0023