Главная ->  Оборудование 

 

Организация и управление инвестиционным процессом: зарубежный опыт


Организационная структура управления типовой строительной фирмы США Среди функций внутрифирменного управления особая роль принадлежит функциям планирования (технического и стратегического), оперативно-производственного управления и стоимостного контроля, замыкающимся по каналу "обратной связи" через процессы принятия управленческих решений на строительное производство. Совершенствование процессов принятия решений. В области совершенствования процессов принятия управленческих решений есть сфера, которая представляет особый интерес. Речь идет о совершенствовании принятия управленческих решений с использованием методов экономико-математического моделирования и средств электронно-вычислительной техники. Именно в этой сфере за рубежом достигнуты наибольшие успехи. В развитии и применении этих современных средств в настоящее время существует два направления.

Первое, связанное с разработкой и внедрением информационно-управляющих систем, характеризуется движением "сверху вниз". В рамках этого направления разрабатывается достаточно мощная информационно-управляющая система (аналог отечественных автоматизированных систем управления), имеющая в своем составе одну или несколько ЭВМ, а в некоторых случаях, в зависимости от размеров строительных фирм, целую сеть ЭВМ, которая используется в качестве вычислительного инструмента при решении всего комплекса возникающих в процессе управления фирмой задач. Второе направление связано с разработкой систем обеспечения процессов принятия решений, т.е. систем, обеспечивающих, во всяком случае, на первоначальном этапе своего развития конкретные задачи управления и имеющие целевую ориентацию на эти задачи. Это направление в противовес первому можно условно назвать направлением развития "снизу вверх". Оно в определенном смысле предпочтительнее, поскольку гарантирует постепенное получение эффекта без необходимости крупных первоначальных капиталовложений. Обращение строительных фирм к методам экономико-математического моделирования обусловлено ростом размеров и продолжительности строительства современных объектов, постоянным их усложнением, внедрением новых методов строительства и новых строительных материалов, высокой динамичностью внешней среды, окружающей строительную фирму в условиях капиталистического способа производства. Большое значение имеют также конкуренция, инфляция и другие факторы, приводящие к росту степени риска в строительстве. Строительство, как сфера материального производства отличается относительно высоким уровнем риска, и требует поиска путей его искусственного снижения.

Стоимостный контроль. В рамках внутрифирменного управления большое значение придается функции стоимостного анализа, совершенствованию системы сметных расчетов. В настоящее время можно выделить два основных направления совершенствования. Первое связано с усилением роли экономического обоснования и оценки стоимости на ранних стадиях инвестиционного процесса. Второе — с усилением учета всех текущих затрат непосредственно в процессе строительного производства.

Большинство специалистов за рубежом убеждены, что издержки, вызванные детальными экономическими и иными исследованиями на первоначальных стадиях инвестиционного процесса, в дальнейшем с лихвой окупаются, поскольку благодаря этим исследованиям удается предотвратить многие проектные ошибки, обеспечить экономию ресурсов в процессе сооружения и эксплуатации объекта, уменьшить риск в строительстве. Характерна в этой связи многовариантная проработка возможных проектных решений с их тщательной технико-экономической оценкой. Выполнение функции стоимостного контроля, кроме основной цели — снижения издержек в процессе строительства, имеет еще одну важную сторону. В процессе стоимостного контроля накапливаются показатели фактических затрат на единицу каждого вида работ для однотипных объектов по районам строительства. Такая информация об индивидуальной по каждому объекту и усредненной по множеству объектов фактической стоимости единицы объемов работ в разных районах образует своеобразный "банк данных", используемый строительной фирмой для оценки последующих заказов, а также при планировании на перспективу. Чем более дифференцированы данные, содержащиеся в таком "банке", тем более точной может быть оценка стоимости будущих объектов. Организация управления работами на объектах. Важное место в управлении строительством отводится организации управления работами непосредственно на строительной площадке, особенно на крупных объектах.

Первый шаг к выбору организационной структуры на крупных объектах — анализ ситуации, включающий цели, воздействия внешних факторов, технологию и стадии строительства. Заказчик или подрядчик обычно определяет общие цели с точки зрения качества, безопасности, стоимости и сроков строительства. К внешним факторам, влияющим на выбор структуры, относятся заказчики и их представители, проектировщики, производители и поставщики оборудования и строительных материалов, субподрядные фирмы, профсоюзы, информационные органы и т.д. Технологические аспекты учитываются как на стадии проектирования, так и на стадии выполнения работ. Выбор структуры управления должен отвечать ряду требований, обеспечивающих четкое разграничение обязанностей различных подразделений; их взаимодействие и координацию, наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов. В США практикуются следующие организационные структуры управления работами на крупных строительных объектах. Функциональная организационная структура, получившая наиболее широкое распространение в строительстве, характеризуется разграничением функций управленческого и инженерно-технического персонала по отдельным видам работ, таким, как инженерные, инженерно-технические, электротехнические и т.д.

Такая структура позволяет распределить обязанности между определенными функциональными подразделениями, отвечающими за выполнение соответствующих работ на всем объекте. Функциональная структура обладает рядом преимуществ в определенных условиях. Она позволяет устанавливать единую систему функциональной и административной отчетности, требует минимального числа специалистов широкого профиля, обеспечивает выполнение работ по отдельным их видам применительно ко всему объекту в целом. Вместе с тем такая структура не вполне подходит к условиям, когда различные виды специализированных работ являются тесно взаимосвязанными.

Поэтому функциональная структура рекомендуется для объектов с хорошо отработанной технологией и незначительным воздействием внешних факторов, а также для узкоспециализированных работ. Функциональная организационная структура с координацией работ на участках отличается от строго функциональной структуры тем, что к ней добавили штат координаторов по участкам, находящихся в подчинении управляющего строительством. Под участком подразумевается отдельный объект во всем строительном комплексе (например, здание) или определенная часть территории строительной площадки. Указанные координаторы определяют очередность отдельных видов работ на своих участках, разрабатывают соответствующие планы и графики работ.

Заведующие отделами планирования и контроля, строительных материалов строят свою работу как по функциональному принципу, так и по участкам. Введение принципа координации на участках дает возможность улучшить организацию работ на низших уровнях управления, освобождая от этих функций руководство более высоких звеньев. Вместе с тем указанная структура при определенных обстоятельствах затрудняет осуществление контроля и разграничение обязанностей. Такая система рекомендуется для объектов средних размеров и средней сложности. Функциональная организационная структура с управлением по участкам представляет собой дальнейший отход от строго функциональной структуры.

Обязанности по управлению, координации и осуществлению строительных работ разделяются между центральными управленческими органами и управляющими участками. Управляющий участком выступает в роли управляющего строительством в отношении определенной части объекта. В его функции входят составление плана работ, контроль за стоимостью и соблюдением сроков, руководство инженерно-техническим персоналом в рамках своего участка. Центральное руководство осуществляет общее управление и контроль за ходом работ на отдельных участках. Недостаток такой структуры — увеличение численности управленческого и вспомогательного персонала по сравнению с чисто функциональной организацией. Она рекомендуется для строительных комплексов, включающих несколько объектов, различных по своей специфике и не соединенных друг с другом. Управление по участкам с привлечением специалистов по отдельным видам работ означает структуру, при которой вся ответственность за работы на данном участке возлагается на управляющего участком.

Центральное руководство распределяет ресурсы между участками и обеспечивает контроль за отдельными видами работ, такими как укладка бетона, возведение строительных лесов, устройство коммуникаций, очистка территории и т.п., для чего участкам придаются специалисты по отдельным видам работ. Имея определенные преимущества в плане повышения эффективности управления на участках, указанная структура может вызвать трудности во взаимодействии и подотчетности различных звеньев и уровней управления и распределения ресурсов и т.д. Система рекомендуется для крупных неоднородных строительных объектов. Автономная организационная структура по участкам предполагает разбивку строительного объекта (комплекса) на отдельные участки, каждый из которых имеет самостоятельную функциональную структуру, собственное управление и отчетность. Такая структура применима на очень крупных стройках, отдельные объекты которой находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Облегчая организацию управления в определенных случаях, эта структура затрудняет координацию и может привести к дублированию функций и нерациональному использованию ресурсов. Вывод один: необходимо использовать зарубежный опыт Перестройка инвестиционного процесса и хозяйственного механизма в строительном комплексе в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике, по мнению российских специалистов, непосредственно связана с использованием некоторых элементов зарубежного опыта. В Российской Федерации (как и в Украине) используются преимущественно традиционные формы организации инвестиционного процесса с последовательным осуществлением отдельных его стадий, что приводит к значительному растягиванию всего инвестиционного цикла. За рубежом же применяются разнообразные формы организации в зависимости от конкретных инвестиционных задач. Назрела необходимость пересмотра традиционных подходов к использованию инвестиций. Представляется целесообразным изменить практику ориентации в инвестиционной политике на концентрацию производства. Инвестиционную политику нельзя отрывать от системного рассмотрения конкретных условий не только экономического, но и социального, экологического характера с учетом их динамики на перспективу.

Именно отсутствие такого подхода приводило и приводит к чрезмерной концентрации производства и гигантомании. Организационной структуре принадлежит ведущая роль в управлении инвестиционным процессом. От того, насколько рационально построена эта структура, во многом зависит эффективность производства и управления. Многие внутрифирменные организационно-экономические решения и приемы повышения интенсивности отраслевого производства, применяемые в США, могут быть эффективно использованы в наших условиях. Применение профессионального управления строительством, обеспечивающего оптимальные, наиболее эффективные решения по организации строительного производства, использованию ресурсов, позволило бы сократить сроки строительства. Совмещение проектирования и строительства, т.е. применение организационной формы "проектирование-строительство" обеспечивает сокращение всего инвестиционного цикла за счет более технологичных решений. Особый интерес представляют крупные проектно-строительные фирмы благодаря их важнейшему преимуществу — возможности значительно сократить инвестиционный цикл. В рамках таких фирм обеспечивается наибольшая интеграция действий и экономических интересов, взаимное обогащение опытом и непрерывное внутрифирменное планирование на основе проектно-строительного контракта. Все это создает наилучшие предпосылки для эффективного строительства объектов "под ключ" Вместе с тем малые предприятия с высоким техническим уровнем специализированного производства и четкой организацией труда имеют большое будущее.

Они лучше приспособлены к техническому перевооружению, более оперативны, легко управляемы, их коллективы сильнее заинтересованы в достижении наилучших конечных результатов. С переходом к рыночным отношениям сокращается возможность прямого административного вмешательства государства в инвестиционный процесс. Вместе с тем в руках государства сохраняются действенные экономические рычаги регулирования инвестиций на основе государственной научно-технической и инвестиционной политики.

Роль государства в регулировании инвестиционного процесса определяется заложенной концепцией экономической, научно-технической и социальной политики. Поэтому в наиболее важных для государства направлениях инвестиционной деятельности инвесторам могут быть обеспечены льготные условия, например, для инвестиций в социальную сферу, техническое совершенствование производства, внедрение открытий и изобретений. Государственное регулирование направлено на субъектов инвестиций (инвестора и всех участников инвестиционной деятельности) и может включать несколько рычагов: • прямое управление государственными инвестициями; • контроль инвестиционной деятельности; • регулирование условий инвестиций. Прямое управление государственными инвестициями включает планирование и финансирование средствами бюджета и внебюджетных фондов, а также средствами, привлеченными на добровольной основе. Государственное регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется органами управления с использованием следующих основных инструментов: • система налогов, дифференцированная по субъектам и объектам налогообложения, налоговых ставок и льгот; • амортизационная политика, в том числе стимулирующая, проведения ускоренной амортизации основных фондов, с дифференциацией возможных льгот для отдельных отраслей, видов основных фондов и т.п.; • предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств; • кредитная политика; • система государственных норм и стандартов; • антимонопольная политика; • политика ценообразования; • определение условий пользования землей и прочими природными ресурсами; • экспертиза инвестиционных проектов. В качестве экономических методов государственного регулирования инвестиционной деятельности могут использоваться также внебюджетные инвестиционные фонды, образуемые за счет прибыли предприятий, а также фонды поддержки малых предприятий.

Эффективность инвестиционного процесса во многом определяется действенностью механизма управления им, который необходимо строить, прежде всего, на экономической основе. Все участники инвестиционной деятельности в первую очередь должны быть заинтересованы в осуществлении того или иного проекта. Это следует подкрепить соответствующими регламентирующими нормами, системой экономических стимулов и санкций. Среди основных элементов экономического механизма управления инвестициями следует отметить следующие: • налоговую систему; • систему платежей за ресурсы; • кредитно-финансовую систему; • систему экономических стимулов и санкций. Налоговая политика призвана обеспечивать как льготные условия, так и ужесточение условий деятельности в зависимости от конкретного направления вложения инвестиций, стимулируя прирост средств на осуществление жилищного и социально-бытового строительства, развитие передовых технологий.

По мнению специалистов, чрезмерные ставки налогов наносят урон экономическим интересам участников инвестиционного процесса и подрывают их экономическую заинтересованность. Экономический механизм должен, по возможности, учитывать также экологические и социальные требования и одновременно предусматривать систему дотаций и штрафных санкций, призванных играть стимулирующую или сдерживающую роль для тех или иных видов инвестиций. Для нормального осуществления иностранных инвестиций целесообразно в законодательном порядке установить их полную и безусловную защиту со стороны государственных органов, включая льготы по налогу на прибыль. Следует разграничивать функции и сферы деятельности субъектов регулирования. Так, на общегосударственном уровне необходимо сосредоточить решение крупных вопросов социально-экономического развития страны, составление и реализацию общих программ, формирование фондов регионального развития, резервного инновационного, природоохранного и других первоочередных для финансирования программ, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий. Муниципальные органы регулирование осуществляют путем разработки и утверждения планов социально-экономического развития территорий в пределах их полномочий, а также путем согласования с инвесторами вопросов по созданию конкретных объектов, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Экономические рычаги регулирования инвестиционного процесса могут состоять из нескольких блоков.

Одним из них является государственное и муниципальное регулирование инвестиций путем продажи или сдачи в аренду земли для строительства новых объектов. Другой регулятор — облегченные экономические условия продажи, аренды, совместного использования объектов при их расширении, реконструкции и техническом перевооружении. Среди них могут быть действующие предприятия, объекты гражданского, коммунального и жилого назначения. Эти же условия относятся и к объектом незавершенного строительства. Выдача лицензий инвесторам и фирмам-подрядчикам также является действенным инструментом управления инвестициями в целях общественных интересов и блага местного населения.

Понятно, что инвестиционная политика должна базироваться на инновациях, отражающих научно-технический прогресс в различных областях народного хозяйства и в отраслях, обеспечивающих инвестиционный процесс. Это даст возможность оказывать влияние на качественное обновление производственного аппарата и развитие достойных социальных условий для населения.


 

Все о пожарной сигнализации. 101 -07е - продукт года на рынке взрывозащищенной пожарной сигнализации и автоматики. Потребительские свойства экструдированных ПВХ-панелей. Если вам "отрезали" тепло - обращайтесь не к президенту, а к соседу-должнику. Все о пожарных извещателях.

История, классификация, перспективы.

 

Главная ->  Оборудование 



0.0025