Главная ->  Оборудование 

 

Работать рука об руку


О необходимости усиления профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве сказано и написано уже немало. Однако, несмотря на определенные положительные сдвиги, существующий уровень производственного травматизма остается весьма высоким. Лишь в прошлом году при выполнении -трудовых обязанностей в Украине получили повреждение здоровья свыше 25 тыс. человек, из них 1378 — смертельные.

Что же необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, чтобы число человеческих потерь свести к минимуму? Своими мыслями по этому поводу делится начальник территориального управления Госнадзорохрантруда по Хмельницкой области В. ЮЗВИШЕН. Ситуация, сложившаяся с производственным травматизмом, в особенности в АПК, требует поиска новых подходов в осуществлении соответствующими государственными органами своих надзорных функций. Одним из таких подходов могло бы стать обязательное привлечение к проведению комплексных обследований состояния охраны труда, которые осуществляют местные органы Госнадзорохрантруда, санитарно-эпидемиологических служб, Госпожнадзора, Госавтоинспекции, Гостехнадзора, Государственной инспекции труда, подразделений по вопросам чрезвычайных ситуаций, а в отдельных случаях — государственных управлений экологии и природных ресурсов, то есть всех тех институций, которые должны стоять на страже защиты жизни и здоровья наших людей. К сожалению, нередко эти органы действуют разрозненно, во многих случаях не обеспечивают возложенных на них функций по предупреждению травматизма.

В конечном результате моральная ответственность за человеческие жертвы ложится на Госнадзорохрантруда. Но ведь этот орган может влиять лишь на предупреждение травматизма на тех объектах общественного производства, за которыми в соответствии с возложенными на него функциями он осуществляет надзор. Взять хотя бы дороги. Контроль в сфере дорожного движения осуществляет Госавтоинспекция. Если она не сумеет добиться от предприятий, обслуживающих дороги, надлежащего состояния дорожного покрытия, сооружений, правильной организации движения, технической исправности подвижного состава, и вследствие этого произойдет ДТП, при котором погибнут или получат увечье люди, то это отразится потом на общей картине травматизма, за рост которого принято спрашивать в первую очередь с Министерства труда и социальной политики и, в частности, структурного подразделения — Государственного департамента по надзору за охраной труда. Что касается Госавтоинспекции, то она от таких аварий имеет определенную выгоду, потому что в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 23.05.2001г. № 556 оформление и выдача страховым компаниям, юридическим и физическим лицам этим органом справок об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий является платной услугой. В течение последних пяти лет вследствие аварий на дорогах Хмельнитчины погибли 22 человека, в том числе 18 водителей агроформирований. Несмотря на то, что более половины аварий произошло в условиях неудовлетворительного состояния дорог, упреки по поводу гибели людей в конечном счете выслушивать пришлось работникам территориального управления.

Надзорные функции в вопросах противопожарной защиты осуществляет Госпожнадзор. Если этот орган не предупредит возникновение пожара и вследствие загорания объекта работник получит повреждение здоровья, то это, опять-таки, будет квалифицироваться как несчастный случай на производстве, моральная ответственность за который также автоматически ляжет на местные органы Госнадзорохрантруда, которые, дескать, не предупредили беду. Я уже не говорю о том, что именно на них возложена функция специального расследования того ли иного несчастного случая: государственные инспекторы по надзору за охраной труда встречаются с семьей погибшего, разъясняют ей право на социальную защиту, несут моральную ответственность за то, что государственные институции не предупредили беду. Следовательно, если недоработают пожарные, краснеть приходится должностным лицам Госнадзорохрантруда. Кстати, в течение последних пяти лет вследствие пожаров на Хмельнитчине погибли 8 работников. Недоработали пожарные, а выслушивали упреки работники территориального управления. Профилактика травмирований, связанных с противоправными действиями злоумышленников (речь идет главным образом о нанесении телесных повреждений сторожам при хищениях имущества), входит в компетенцию Министерства внутренних дел, однако его структурное подразделение — Государственная служба охраны — далеко не все делает для предупреждения таких случаев.

Конкретные предложения о принятии мер, которые могли бы обезопасить людей, охраняющих объекты, были помещены в статье «Чего стоит жизнь сторожа», опубликованной в журнале «Охрана труда» № 4 за 1999 г., однако сдвигов в этом вопросе пока никаких нет. В то же время в течение последних пяти лет при выполнении трудовых обязанностей лишь на Хмельнитчине погибли 15 сторожей. Контроль за соответствием санитарным требованиям рабочей зоны производственного объекта (речь идет о наличии загазованности, запыленности, шума, вибрации и т. п.) осуществляют санитарно-эпидемиологические службы. Если воздействие каких-либо вредных факторов на том или ином рабочем месте приведет к ухудшению самочувствия работника и тем самим повлечет несчастный случай, то в конечном итоге, как говорится, крайнего будут искать среди государственных инспекторов, которые, дескать, его не предупредили. В течение последних пяти лет на Хмельнитчине воздействие вредных факторов привело к гибели четырех работников. Каждый из этих несчастных случаев взят на учет местным органом Госнадзорохрантруда. Что касается санэпиднадзора, то он остался в стороне, поскольку об этих несчастных случаях ему не нужно было даже отчитываться перед вышестоящим учреждением.

Надзор за техническим состоянием тракторов, зерноуборочной, землеройной, снегоочистительной техники, тракторных прицепов и т. п. осуществляет инспекция Гостехнадзора. Эта структура должна обеспечить периодические технические осмотры, выведение из эксплуатации техники, отработавшей свой амортизационный срок и находящейся в неудовлетворительном техническом состоянии, выдачу удостоверений лишь тем механизаторам, которые прошли соответствующее обучение. Однако, как свидетельствует практика, этот государственный орган неудовлетворительно выполняет возложенные на него функции. Многие собственники эксплуатируют технику, состояние которой не соответствует нормативным актам. (На сегодня на Хмельнитчине полностью исчерпали свой ресурс 3/4 имеющегося парка сельхозмашин, в том числе 10 тыс. тракторов). Нередко трактористы получали удостоверения, не имея достаточных знаний. Часто это становится одной из причин несчастных случаев, в т. ч. со смертельным исходом. (В течение последних пяти лет на Хмельнитчине из-за технической неисправности сельскохозяйственных машин и низкой квалификации обслуживающего персонала погибли 16 механизаторов).

Большая роль в профилактике производственного травматизма в АПК принадлежит службам охраны труда управлений сельского хозяйства и продовольствия местных государственных администраций. Однако подавляющее большинство их не справляется с выполнением возложенных на них функций. Специалисты этих служб самоустранились от осуществления контроля за состоянием охраны труда в агроформированиях, не оказывают методической помощи специалистам по охране труда на местах.

Это тем более досадно, так как АПК — одна из наиболее травмоопасных отраслей. В общей сложности здесь людей гибнет больше, чем на шахтах. На этот факт обращал внимание в своем выступлении на заседании коллегии Министерства труда и социальной политики 31.01.2002 г. Министр И. Сахань. Контроль за соблюдением Кодекса законов о труде Украины, который регламентирует социально-трудовые отношения между работодателем и работником, осуществляют созданные в регионах инспекции труда. К сожалению, они пока не добились неукоснительного выполнения трудового законодательства в части соблюдения требований относительно продолжительности рабочего времени и отдыха.

Во многих частных предприятиях, агроформированиях люди работают, как говорится, от зари до зари. Выполнение трудовых обязанностей в 1,5—2 смены изнуряет работника, он становится менее внимательным, а это в свою очередь может привести к аварийным ситуациям, несчастным случаям, в т. ч. со смертельным исходом. Государственным инспекторам, которые проводят специальное расследование таких происшествий, к сожалению, не всегда удается отслеживать эти моменты. К тому же, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 21 августа 2001 г. № 1094 Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве даже не требует указывать в акте по форме Н-1, сколько времени прошло с начала смены до момента несчастного случая. (В редакции Положения о расследовании.., утвержденного постановлением Кабинета Министров от 10 августа 1993 г. № 623, которое действовало до 17 июня 1998 г., в п. 10 акта о несчастном случае по форме Н-1 требовалось указывать количество полных часов с начала работы, а в следующих редакциях Положения о расследовании... это требование из акта по форме Н-1 было изъято, из-за чего комиссии по специальному расследованию не обращали внимание на исследование и учет этого фактора при определении причин несчастного случая). Но даже если такие случаи в будущем будут официально зарегистрированы, то все равно тень будет падать на государственного инспектора по надзору за охраной труда, который, дескать, недоработал в этом вопросе.Немалый вклад в профилактику производственного травматизма могли бы внести энергокомпании Минтопэнерго, если бы подавали напряжение лишь на технически исправное электрооборудование и, в первую очередь, на то, которое эксплуатируется в фермерских хозяйствах, частных и коллективных агро-формированиях, сельскохозяйственных акционерных обществах. К сожалению, сегодня в государстве отсутствует нормативный акт, который бы обязывал инспекторов энергопотребнадзора энергокомпаний осуществлять контроль за техническим состоянием энергооборудования.

В то же время из-за подачи тока на неисправные электроустановки лишь на Хмельнитчине в течение последних пяти лет погибли 14 работников. Как видим, в вопросах профилактики производственного травматизма далеко не все зависит от органов Госнадзорохрантруда, Министерства труда и социальной политики. Чтобы добиться существенного уменьшения количества человеческих жертв, необходимо направить усилия вышеупомянутых органов, которые должны заниматься вопросами сохранения жизни и здоровья людей, на своевременное устранение причин, создающих предпосылки для возникновения несчастных случаев. Именно из этих соображений следует, на мой взгляд, привлекать их представителей к проведению специальных расследований: при ДТП — автоинспекторов, пожарах — инспекторов пожарной охраны и т. п. Кроме того, по моему мнению, необходимо обязать все государственные органы, в том числе местной власти, неуклонно выполнять меры по устранению причин несчастных случаев, которые определяются комиссиями по специальному расследованию. Для усиления профилактической работы по предупреждению производственного травматизма целесообразно возложить персональную ответственность за ее проведение на председателей местных государственных администраций, руководителей министерств и ведомств. В настоящее время за эффективность этой работы отвечают их заместители, и то лишь на бумаге, поскольку никто из упомянутых должностных лиц за увеличение числа несчастных случаев даже выговора не получил. Другими словами, проблема сохранения жизни и здоровья людей отодвинута на второй план.

Непосредственное отношение к проведению профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных факторов, имеют управления исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и их отделения в районах и городах. Однако пока ощутимой пользы в этом плане от данных подразделений, по крайней мере на Хмельнитчине, нет. Работники управления дирекции усматривают свою задачу лишь в том, чтобы ревизовать результаты специальных расследований. Нередко с их стороны делаются попытки выгородить работодателей, допускающих нарушения законодательных и других нормативных актов об охране труда. При решении вопросов, связанных со страховыми выплатами, допускаются факты бюрократической волокиты: отдельные должностные лица отделений требуют от потерпевших дополнительных справок, других не предусмотренных законодательством документов. По моему мнению, дирекция Фонда сегодня должна направить усилия подчиненных ей управлений в первую очередь на проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев и профзаболеваний, как это, кстати, записано в Законе «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности». И чем скорее это будет сделано, тем будет лучше для общего дела.

Одним из действенных рычагов воздействия на уровень профилактической работы является усиление ответственности, и в первую очередь уголовной, руководителей и должностных лиц за создание здоровых и безопасных условий труда. В соответствии с Уголовным кодексом Украины нарушители закона должны ее нести не только тогда, когда из-за их упущений в этой работе травмируется работник, а даже тогда, когда выявляются нарушения, которые могут привести к несчастному случаю. К сожалению, в обоих случаях уголовная ответственность наступает очень редко. Более того, прокуратура даже не считает нужным информировать орган Госнадзорохрантруда о результатах рассмотрения материалов специальных расследований и проверок, в которых указываются нарушения, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Это порождает безответственность работодателей. Отделавшись за смерть человека штрафом, который наложил государственный инспектор, нерадивый руководитель не делает надлежащих выводов, продолжает игнорировать законодательные и другие нормативные акты об охране труда.

А работники продолжают травмироваться, в т. ч. смертельно, но прямым виновникам трагедий часто, опять-таки, удается избежать уголовной ответственности. В течение последних пяти лет из-за допущенных руководителями и должностными лицами недостатков в создании безопасных- условий труда на Хмельнитчине погибли 156 работников, из них 103 — на предприятиях АПК. Однако к уголовной ответственности были привлечены лишь единицы. Итак, как видим, в вопросах профилактики производственного травматизма имеется еще много неиспользованных резервов. Хотелось бы призвать всех коллег выработать единые подходы к решению этой проблемы, добиться максимальной отдачи при осуществлении полномочий, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда.


 

Потребительские свойства экструдированных ПВХ-панелей. Если вам "отрезали" тепло - обращайтесь не к президенту, а к соседу-должнику. Все о пожарных извещателях. История, классификация, перспективы. Управление многоквартирным домом. О пожарной безопасности на рынках.

 

Главная ->  Оборудование 



0.0053