Главная ->  Оборудование 

 

Пожарная безопасность объектов транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов


В текущем году наш журнал уделяет достаточно много внимания вопросам возникновения, развития и тушения пожаров в резервуарах для хранения нефти и нефтепродуктов. Однако пожары на таких объектах возникают достаточно редко, и многие из них можно предотвратить путем недопущения уж очень грубых нарушений правил пожарной безопасности. Гораздо больше неприятностей возникает на почве общения с профессиональными противниками самовозгораний. Общаться с ними без особого ущерба для себя самого - дело столь же сложное для предпринимателя, сколь сложно тушение пожара для пожарного.

В настоящей статье мы уделим внимание тому, как снизить возможность возникновения пожаров на объектах транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов, что можно предпринять с целью снижения масштабов аварий и пожаров в случае их возникновения, и как постараться уменьшить ущерб от общения с представителями органов Госпож-надзора. Но в рамках одной статьи нельзя сказать обо всем, рассмотренные в ней проблемы касаются в первую очередь крупных объектов, где «черное золото» и его производные хранятся не в канистрах и бочках, а в резервуарах. Нормативные документы Одна из трудностей, с которыми сталкиваются практически все украинские предприниматели, состоит в многочисленности и многообразии нормативных документов, а также в перманентности процесса разработки новых и внесения изменений и дополнений в существующие законы, правила и прочие государственные и отраслевые нормативные акты. Все сказанное в полной мере касается и области пожарной безопасности. Как известно, наиболее «масштабным» отечественным «противоогненным катехизисом» является НАПБ А.01.001 -95 «Правила пожарной безопасности в Украине» с изменениями. О пожарной безопасности объектов хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей говорит раздел 7.10.2 этого документа. Помимо него, существует НАПБ В.01.021-97/510 «Правила пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины», а также доселе не утративший силу НАПБ 01.010-83 «Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР».

Нужно заметить, что требования последних двух документов во многом повторяются, «кричащих» противоречий между ними как будто бы нет. По этой причине остановимся главным образом на «Правилах пожарной безопасности магистральных нефтепроводов Украины», хотя бы по причине большей новизны этого документа. Три названных нормативных акта - основные. Но существует еще ряд нормативных документов, касающихся вопросов обеспечения пожарной безопасности объектов транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов. В частности, много чего изложено в «Правилах технической эксплуатации и охраны труда на нефтебазах» и «Правилах технической эксплуатации магистральных нефтепроводов».

Как уже отмечалось, требования «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины» и «Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР» во многом повторяются, однако во многих случаях приходится учитывать специфику этих документов. На всякий случай напомним, что встречающаяся в тексте аббревиатура «ГЖ» означает «горючая жидкость», а буковки «ЛВЖ» - «легковоспламеняющаяся жидкость». Некоторые положения «Правил пожарной безопасности в Украине» Раздел 7.10.2 «Правил пожарной безопасности в Украине» гласит: «Открытые склады ЛВЖ и ГЖ следует размещать на площадках, имеющих более низкую отметку относительно прилежащих зданий и населенных пунктов», а при невозможности выполнения этого требования наказано принимать меры по предотвращению разлива ЛВЖ и ГЖ. Расстояние от складов ЛВЖ и ГЖ до зданий, сооружений и населенных пунктов «должно соответствовать требованиям строительных норм» (т.е., прежде всего, ВБН В.2.2-58.1-94 Проектирование складов нефти и нефтепродуктов с давлением насыщенных паров не выше 93,3 кПа). Резервуарные парки и другие площадки для хранения ЛВЖ и ГЖ велено оснащать обвалованием, объем которого равен вместимости наибольшего резервуара, находящегося внутри обвалования, а высота на 0,2 м превышает уровень разлившейся жидкости. Ширина обвалования в верхней части не должна быть менее 0,5 м. Сии «фортификационные сооружения» во многих случаях делают земляными, и в этом есть просчет.

Во-первых, объем обвалования рассчитан на удержание жидкости в статических условиях, а при аварийном истечении жидкости из резервуара вполне возможен перелив и через него. Во-вторых, земляное обвалование нередко размывается потоком вытекающего из резервуара горючего. Если Вы не надеетесь на русский авось, лучше создать железобетонное обвалование и подумать о том, чтобы его высота превышала минимальное значение, регламентируемое строительными нормами. Территорию резервуарных парков (нефтебаз), а также насосных станций для перекачивания ЛВЖ и ГЖ наказано обносить «оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м», а сами наземные резервуары «должны быть окрашены белой (серебристой) краской для предотвращения действия солнечных лучей». На каждый резервуар положено составлять «технологическую карту, в которой указывается номер резервуара, его тип, назначение, максимальный уровень налива, минимальный остаток, скорость наполнения и опорожнения». Люки, арматуру, дыхательные клапаны и прочее оборудование полагается периодически проверять и очищать, делая записи об этом в специальных журналах. Ежели нефть богата сернистыми соединениями, придется разработать график очистки резервуаров от пирофорных (т. е. способных к самовозгоранию) отложений сульфидов железа. В случае появления каких-либо неисправностей, трещин, резервуар нужно опорожнять и ремонтировать. Работы по ремонту резервуаров велено проводить «как правило, только после полного освобождения резервуара от жидкости, отсоединения от него трубопроводов, открытия всех люков, тщательной очистки (пропаривания и промывания), отбора из резервуаров проб воздуха и анализа на отсутствие взрывоопасной концентрации».

От себя добавим, что выполнение этих требований дало бы возможность предотвратить немало пожаров, которые возникали в резервуарах: отложения сульфидов железа были причиной многих пожаров в резервуарах, главным образом в тех, где хранились нефть и темные нефтепродукты. И хотя процессы очистки резервуаров от этих «осадков» достаточно сложны и дорогостоящи, пренебрегать их проведением не рекомендуется: если случится пожар, то резервуар выйдет из строя, его придется демонтировать и строить вместо него другой резервуар. Нельзя исключить возможности распространения пожара на другие резервуары и объекты предприятия, а также его выход за территорию последнего.

Во всех этих случаях убытки будут просто несоизмеримы с затратами, которые нужны на очистку резервуаров от пирофорных отложений или освобождение от нефти (нефтепродукта) перед проведением ремонта. Опять-таки, возможны человеческие жертвы. На всех стадиях хранения, налива и транспортировки нефти и нефтепродуктов положено использовать осветительные приборы во взрыво-защищенном исполнении и инструмент, не образующий искр при ударах. Разумеется, не разрешается пользоваться открытым огнем, курить, проводить ремонтные работы, связанные с применением открытого огня, без специального наряда-допуска и без принятия соответствующих мер безопасности. Следует принимать меры для защиты от статического электричества (не использовать пластмассовую тару, шланги, заземлять цистерны при сливе-наливе нефти и нефтепродуктов и т. д.). Теперь поговорим обо всем подробнее.

Некоторые формальности Согласно разделу 3 «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины», «Пожарная безопасность должна обеспечиваться путем проведения организационных, технических и других мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, обеспечение безопасности людей, снижение возможного ущерба и уменьшение возможных негативных последствий в случае их возникновения, создание условий для срочного вызова пожарных подразделений и успешного тушения пожара». В том же разделе можно прочитать: «На территории, в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий и других объектов магистральных нефтепроводов (далее - предприятий) должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим». Создание «противопожарного режима» означает главным образом составление множества документов, определение мест хранения различных веществ и материалов, порядка проведения технологических операций, разного рода инструктажей по вопросам пожарной безопасности, прохождения должностными лицами обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности и т. д. и т. п. Противопожарный режим «устанавливается приказом руководителя предприятия или же утвержденной им инструкцией». Раздел 4 цитируемого документа устанавливает ряд обязанностей руководителя предприятия, которые он должен выполнять «через соответствующих работников» (хорошо, что не «сквозь» них - Г.М.).

Далее, «Руководитель предприятия должен определить обязанности работников по обеспечению пожарной безопасности, назначить ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков и других объектов, технологического и инженерного оборудования, за содержание и техническую эксплуатацию технических средств противопожарной защиты». Все обязанности работников, касающиеся обеспечения пожарной безопасности, содержания и эксплуатации технических средств противопожарной защиты «должны быть отражены в соответствующих должностных документах (функциональных обязанностях, должностных инструкциях, положениях и т. п.)». Разумеется, ответственность за пожарную безопасность отдельных цехов и участков возлагается на их руководителей. На этих лиц, а также работников, ответственных за эксплуатацию технологического оборудования и инженерных сооружений и пожарную безопасность, возлагается ряд обязанностей, которые достаточно подробно описаны в «Правилах пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины». Кроме того, на предприятиях велено создавать «добровольные пожарные дружины и команды», а с целью стимулирования их работы входящих в их состав «добровольцев» должно всячески поощрять. Общие требования к технологическим процессам и оборудованию Наиболее общие требования сводятся к тому, чтобы технологическое оборудование соответствовало требованиям нормативных документов, правильно размещалось и эксплуатировалось согласно технологической документации, «согласованной в установленном порядке», в производстве применялись вещества и материалы с известными показателями пожаро- и взрывобезопасности, и соблюдались требования ряда нормативных документов, относящихся к системе стандартов безопасности труда (ССБТ). Никому не покажется удивительным, что технологическое оборудование полагается оснащать всяческими приборами контроля состояния, датчиками и прочим, а при отклонениях от нормального режима или появлении неисправностей останавливать его работу.

В каждом резервуаре и емкостном аппарате должны контролироваться уровень наполнения, исправность дыхательных клапанов, огнепреградителей, уровнемеров, дренажных систем, устройств, предназначенных для аварийного слива ЛВЖ или ПК, стравливания горючих паров, образующихся в результате испарения легких фракций нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности при эксплуатации резервуаров Многие требования, изложенные в п. 5.4 «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины», повторяют положения «Правил пожарной безопасности в Украине», изложенные в соответствующем разделе данной статьи. Согласно разделу 5.4 означенного документа, «В безветренную погоду при положительной температуре воздуха необходимо осуществлять проверку загазованности группы ре-зервуарного парка для ЛВЖ со стационарными крышами не реже чем раз в смену, а также при осмотре резервуара и отборе проб, с обязательной фиксацией в журнале учета анализа концентраций паров углеводородов и других газов в резервуарах и производственных помещениях». Если достигается предельно допустимая концентрация (ПДК) какого-либо вещества в воздухе, то надлежит принимать меры по снижению загазованности. При появлении трещин в швах, стенках или днище, резервуара резервуары следует немедленно опорожнять, не занимаясь завариванием трещин. Не велено эксплуатировать резервуары, давшие осадку, имеющие негерметичность, а также с неисправностями кранов, соединений трубопроводов, сальниковых набивок, прокладок задвижек и др. Сроки текущего обслуживания оборудования резервуаров полагается принимать в соответствии с «Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов».

Производственную канализацию и дождеприемные колодцы нужно промывать и очищать не реже одного раза в год, а исправность хлопушек, установленных в дождеприемниках на территории резервуарного парка, положено проверять не реже одного раза в месяц, делая соответствующую отметку в журнале. Обвалование резервуаров, проходы, лестницы через него, а также подъезды для механизированных средств пожаротушения наказано содержать в исправном состоянии. Люки, предназначенные для замера уровня и отбора проб, должны быть герметичными. Отбор проб разрешается производить не ранее чем через 2 ч после того, как прекращена подача нефти (нефтепродукта) в резервуар.

Осуществлять сию операцию не допускается во время грозы, а в случае, если она проводится в ночное время, полагается использовать специальные фонари во взрывозащищен-ном исполнении. Заметим, что отбор проб - очень опасная операция, много пожаров в действующих резервуарах произошло именно во время ее проведения. Если уж отбор проб производится вручную, настоятельно рекомендуем следить за тем, чтобы на работниках, осуществляющих его, не было одежды из синтетических тканей и обуви со стальными накладками и гвоздями.

Это не только требование «Правил», но и положение, вытекающее из горького опыта эксплуатации резервуаров. Согласно «Правилам пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины», «При отборе проб нефти нельзя допускать ее разлива. При случайном разливе нефти на крыше резервуара ее следует немедленно удалить. Оставлять на крыше ветошь, паклю, различные предметы запрещается». Обвязка резервуаров технологическими трубопроводами должна предусматривать возможность перекачки нефти из одного резервуара в другой, а также удаление «мертвого» остатка.

Считаем необходимым заметить, что удаление такового -также достаточно сложная и опасная операция. К сожалению, существующие способы очистки резервуаров от донного остатка недостаточно эффективны, поэтому обслуживающий персонал резервуарных парков частенько использует для его растворения светлые нефтепродукты, и последствия проведения таких операций иногда бывают весьма тяжелыми. В заключение добавим, что все сказанное в документе о резервуарах для хранения нефти следует относить и к резервуарам для хранения нефтепродуктов. Содержание территории резервуарного парка Согласно п. 6.3 «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины», «Территория резервуарного парка в темное время суток должна •иметь освещение, отвечающее требованиям техники безопасности и пожарной безопасности». Планировочные отметки дорог на территории резервуарного парка положено размещать хотя бы на 0,3 м выше планировочных отметок прилегающей территории, дабы предотвратить попадание нефти (нефтепродуктов) на эти дороги в случае разливов. Внутри обвалования группы резервуаров допускается прокладка инженерных коммуникаций, обслуживающих резервуары данной группы.

Трубопроводы, находящиеся внутри обвалования, «не должны иметь фланцевых соединений за исключением мест присоединения арматуры с применением негорючих прокладок». Не допускается прокладывать внутри обвалования кабельные линии и устанавливать электрооборудование (кроме того, которое питает электропривод коренного запорного устройства). Все эти устройства «должны выполняться во взрывозащищенном исполнении, а способы прокладки их во взрывоопасных зонах выполнять в соответствии с ПУЭ [т. е. Правилами устройства электроустановок]».

Проезд автомашин, тракторов, мотоциклов и другого транспорта по территории резервуарного парка запрещен, о чем должны быть вывешены специальные знаки. Не велено также курить на обвалованной территории резервуарного парка, устраивать на ней зеленые насаждения. Инженерное оборудование Согласно п. 7.1 «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины», «Техническое состояние электрических сетей и электрооборудования должно обеспечивать их пожаробезопасную эксплуатацию и соответствовать требованиям действующих «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭ) и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТБ), раздела 5.1 «Правил пожарной безопасности в Украине» (ППБУ) и других нормативных и нормативно-технических документов. В соответствии с требованиями нормативных документов, электрооборудование должно «соответствовать I категории надежности согласно требованиям ПУЭ».

Другими словами, нужен хороший специалист, чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях. Электрооборудование взрывоопасных зон, которое не имеет «знаков взрывозащиты или письменного заключения государственной контрольной организации о взрывозащищенности», к эксплуатации во взрывоопасных зонах не допускается. Достаточно жесткие требования предъявляются к устройствам молниезащиты резервуаров.

И не зря: когда в 70-х г. г. минувшего века были ужесточены требования к ним, число пожаров в резервуарах для хранения нефти и нефтепродуктов значительно сократилось. Состояние устройств молниезащиты резервуаров полагается периодически проверять и записывать полученные в ходе проверки данные в журнал «Результатов проверки устройств молниезащиты, проверочных испытаний заземляющих устройств, измерений сопротивления изоляции кабельных сопротивлений, изоляции сетей и проведенных ремонтов». При эксплуатации приборов и средств автоматизации наказано «соблюдать рекомендации заводов-изготовителей по режиму работы, а также требований действующей системы технического обслуживания, проверок и ремонта средств измерения и автоматизации, систем противо-аварийной защиты и сигнализации». Эксплуатация печей и других отопительных приборов, не имеющих противопожарных разделок и отступов от конструкций, выполненных из горючих материалов, не допускается.

Перед началом отопительного сезона «котельные, теплогенераторные и калориферные установки, печи и другие отопительные приборы должны быть старательно проверены и отремонтированы». Мы не рекомендуем использовать разного рода установки, работающие на твердом топливе, для отопления производственных зданий: известно несколько случаев, когда причиной пожаров в резервуарах были искры, вылетающие из труб котельных. В канализацию не допускается сливать сточные воды, образующиеся при «зачистке» резервуаров (это словечко не мы придумали, так написано в документах), а также нефть (даже в аварийных случаях). Загрязнение сточных вод должно контролироваться ежедневно, дабы в случае чего выявить и устранить источник загрязнения. Чистка канализационных труб, лотков и колодцев «должна осуществляться взрывопожаробезопасными способами». Требования нормативных документов, касающиеся инженерного оборудования противопожарного назначения, рассмотрены в следующем разделе. Огнетушащие вещества и противопожарное оборудование Согласно «Правилам пожарной безопасности в Украине», «На складах резервуарного парка должен быть запас огнетушащих веществ, а также средств их подачи в количестве, необходимом для тушения пожара в наибольшем резервуаре». Проще говоря, все расчеты ведутся исходя из предположения, что случился пожар в резервуаре, имеющем максимальную вместимость. При этом не учитывается возможность перехода пожара на другие резервуары и объекты предприятия, а также разница физико-химических свойств нефти (нефтепродуктов), хранящихся в различных резервуарах.

К примеру, не успевший развиться пожар в резервуаре вместимостью 3 тыс. м3, в котором хранится трансформаторное масло или иной нефтепродукт с высокой температурой вспышки, потушить легче, чем пожар в резервуаре вместимостью 2 тыс. м3, содержащем бензин или (того хуже) петролейный эфир, газовый конденсат или иной нефтепродукт с очень низкой температурой вспышки. О том, что такой подход, прямо скажем, не совсем правилен, догадаться несложно. Конечно, при наличии возможности лучше иметь на вооружении дополнительную технику и запас огнетушащих веществ. Решайте сами, что лучше: надеяться на то, что ничего не произойдет или тратить деньги на покупку и содержание дорогостоящих пенообразователей и противопожарного оборудования. Согласно требованиям ВБН В.2.2-58.1-94, резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов вместимостью 5 тыс. кубометров и более должны оснащаться «стационарными, как правило, автоматическими» установками пожаротушения. Не имея возможности останавливаться на подробностях, касающихся требований этого документа к устройству систем противопожарной защиту резервуаров, укажем лишь то, что в соответствии с этими нормами основным средством пожаротушения считается пена средней кратности. Нормативная интенсивность подачи раствора пенообразователя составляет 0,08 кг/(м2с) при тушении жидкостей с температурой вспышки ниже 28°С и 0,05 кг/(м2-с) при тушении жидкостей с температурой вспышки выше 28°С. Расчетное время тушения пожара стационарной системой пожаротушения принимается равным 10 мин., а запас пенообразователя должен в 3 раза превышать то его количество, которое необходимо для подачи пены в течение этого времени.

Если предполагается осуществлять тушение пожара от передвижной пожарной техники, то расчетное время тушения составляет 15 мин. Умножив площадь зеркала жидкости в резервуаре на интенсивность подачи, расчетное время тушения, концентрацию пенообразователя в растворе, выраженную в долях единицы, и коэффициент 3, можно рассчитать массу пенообразователя, который нужно закупить. Несложно подсчитать и требуемую производительность пожарного водопровода. О том, насколько эффективны такие системы, мы писали в прошлом номере.

Но строительные нормы есть строительные нормы, их требования так или иначе придется соблюдать. Содержание автоматических установок пожаротушения Много интересного на этот счет сказано в «Правилах пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины». В частности, «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения, системы противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управление эвакуацией должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и проектной документации».

Инструкции по эксплуатации всего этого добра лов тревоги от пожарных и охранных извещателей». При подключении охранно-пожарной сигнализации на пульты централизованного наблюдения для пожарной сигнализации на пульте должны быть выделены отдельные номера. Перевод установок пожаротушения с автоматического пуска на ручной обычно не допускается. Однако известно немало случаев, когда в теплый летний денек датчики перегревались и выдавали сигнал на начало подачи пены на тушение, т. е. происходило ложное срабатывание системы пожаротушения, приводившее к бесполезному расходу воды и пенообразователя. Посему рекомендуем еще на стадии проектирования установок пожаротушения постараться получить «добро» пожарной инспекции на то, чтобы установки были неавтоматическими. Баллоны и емкости, в которых хранятся огнетушащие вещества, подлежат перезарядке в случае уменьшения массы огнетушащего вещества (или давления) в системе на 10% и более. Помещения насосных станций и станций пожаротушения «должны быть обеспечены аварийным освещением, закрыты на замок, ключи от которого должны находиться у обслуживающего и оперативного персонала». Гидисправное состояние и свободное открывание колодцев в любое время года, а также возможность установки пожарной колонки на гидрант».

Многие положения «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины» изложены также в разделе 6.1 «Правил пожарной безопасности в Украине». Правда, там описаны требования, применимые практически к любым объектам без «привязки» к объектам транспортировки и переработки нефти. Ко всему сказанному добавим, что в соответствии с п. 6.1.10 «Правил пожарной безопасности в Украине», на объектах, оснащенных автоматическими установками пожаротушения, «должна вестись эксплуатационная документация, в которой необходимо регистрировать: содержание, сроки и исполнителей (юридических и физических лиц) проведения ТО [т. е. технического обслуживания] и ППР [т. е. планово-предупредительного ремонта]; дату и обстоятельства несанкционированных и ошибочных срабатываний УПС [т. е. установок пожарной сигнализации] и АУЛ [автоматических установок пожаротушения], дату выхода из строя автоматических средств и время устранения недостатков; дату и результаты контрольных проверок и периодических испытаний УПС и АУЛ». Помимо этого, при наличии установок пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения необходимо иметь в наличии такую документацию: проектную документацию и рабочие чертежи на установку; акт приемки и сдачи установки в эксплуатацию; паспорта на оборудование и приборы; инструкция по эксплуатации установки и должностные инструкции. Помещения, в которых распложены узлы управления установками пожаротушения, «должны иметь аварийное освещение и быть постоянно закрытыми». Эти помещения надлежит держать постоянно закрытыми, а ключи от них отдавать оперативному (дежурному) персоналу. Кроме того, «Необходимо проводить еженедельные испытания насосов автоматических систем пожаротушения, о чем делать запись в журнале». Оснащение первичными средствами пожаротушения и пожарными автомобилями Для размещения первичных средств пожаротушения «как правило, должны устанавливаться специальные пожарные щиты и стенды».

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей и пожарной техники производится в соответствии с приложением №10 к «Правилам пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины». Три последующих приложения к данному документу дают возможность определить расход воды на тушение и охлаждение резервуаров, а также расход порошковых средств пожаротушения. Позволить себе останавливаться на этих вопросах мы не можем. За каждым пожарным автомобилем (если наличие таковых предусматривается нормами, оговоренными «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины») должен быть закреплен водитель, отвечающий за сохранность техники, ее работоспособность и нормальную работу на пожаре.

Пожарные автомобили полагается содержать «в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах». Пожарная безопасность насосных станций для перекачки нефти Соответствующие требования описаны в разделе 5.3 «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины». В соответствии с этим документом, «Насосные станции должны эксплуатироваться с соблюдением технологического регламента (технологической карты) работы, с учетом требований организации работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования на основании инструкций заводов-изготовителей». В насосном помещении «должна быть обеспечена безотказная работа естественной и механической вентиляции», а «при внезапном прекращении подачи электроэнергии электродвигатели насосов должны отключаться от сети автоматически».

Помещения насосных станций наказано постоянно держать закрытыми и содержать в чистоте, очищать от разлившегося продукта и масла, вести перманентный «надзор за герметичностью насосов и трубопроводов» и устранять возникающие течи. Не велено допускать накопления нефти в лотках насосных, сборники и нефтеловушки нужно «систематически освобождать от промсто-ков», дабы обеспечить возможность приема аварийных розливов нефти, а исправность гидрозатворов и уровень воды в них полагается проверять не реже одного раза в месяц. Стационарные автоматические газоанализаторы в насосной «должны быть сблокированы с аварийной вентиляцией, находиться в работоспособном состоянии и проверяться в соответствии с техническими условиями на их эксплуатацию». Эти газоанализаторы должны при необходимости приводить в действие аварийную вентиляцию. При их отсутствии необходимо периодически (опять-таки, «по соответствующим графикам») производить анализ воздушной среды переносными газоанализаторами с целью «определения наличия опасной концентрации паров нефтепродуктов».

Насосные станции полагается оснащать «переносными аккумуляторными фонарями во взрывозащищенном исполнении с уровнем взрывозащиты, отвечающим классу взрывоопасной зоны В-1а и видом взрывозащиты, отвечающим категории и группе взрывоопасной смеси ІІАТЗ». Наиболее страшный «криминал» при эксплуатации насосных станций - это их загромождение и хранение в помещениях горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. Пожарная безопасность при сливе-наливе нефти и нефтепродуктов Согласно п, 7.10.2.15 «Правил пожарной безопасности-в Украине», «Подача железнодорожных цистерн под слив и налив, а также их выведение должны осуществляться плавно, без толчков и рывков.

Торможение железнодорожных цистерн металлическими башмаками на территории сливно-наливных устройств не разрешается. Для этой цели необходимо применять деревянные подкладки». Аналогичные требования изложены в «Правилах пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины». П. 5.5.1 «Правил пожарной безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов Украины» гласит: «Прием под налив железнодорожных цистерн без отметки технического осмотра, а также с явными признаками утечки или других неисправностей, препятствующих наливу нефти и нефтепродуктов, не допускается». Понятное дело, исправность и герметичность сливно-наливной арматуры цистерн также нужно проверять перед наливом. Нижние сливные устройства железнодорожных цистерн не допускается открывать «с помощью не предусмотренных их конструкцией приспособлений, которые могут вызвать парообразование».

Присоединять нижнее сливное устройство цистерны к сливно-наливному коллектору можно «только после установки башмаков (упоров) под колеса цистерны и отвода с этого пути локомотива». Налив в железнодорожные цистерны нефти в условиях низких температур нужно осуществлять «с учетом объемного расширения нефти при транспортировке этих цистерн в районы с более высокой температурой воздуха». При подогреве вязкой нефти в железнодорожных цистернах змеевиками таковые можно включать «только после полного погружения их в нефть на глубину не менее 0,5 м». Если уж производится подогрев, то доведется следить еще и за тем, «чтобы при расширении нефти с повышением ее температуры не произошло выброса из цистерны». Кроме того, в ходе этой операции сливать нефть во время подогрева не допускается. Автоцистерны, предназначенные для перевозки ЛВЖ и ГЖ, должны соответствовать ряду требований, изложенных в разделе 7.8.8 «Правил пожарной безопасности в Украине». Перед сливом нефтепродуктов надлежит убедиться в наличии и исправности заземления, искрогасителя и других защитных устройств на автоцистерне, а также в ее обеспеченности первичными средствами пожаротушения. Сливно-наливные устройства, трубопроводы, стоянки и арматура должны подвергаться «регулярному осмотру и планово-предупредительному ремонту». Обнаруженные неисправности и утечки «следует немедленно устранять, а при невозможности устранения - отключать неисправные элементы».

Рабочие и эвакуационные ступени сливно-наливных эстакад «должны постоянно содержаться исправными». Площадки, на которых расположены сливно-наливные сооружения, «должны обеспечивать, в случае аварии и проливов, беспрепятственный сток жидкости в отводные лотки и каналы, соединенные через гидравлические (или иного типа) затворы со сборником или с аварийной емкостью». Для местного освещения при сливно-наливных операциях могут использоваться «аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении», а сливные шланги «должны быть снабжены наконечниками из материалов исключающих возможность искрообразова-ния от удара». Далее. «Железнодорожные пути, эстакады, трубопроводы, телескопические трубы, наконечники шлангов и сливных пистолетов должны быть заземлены. Сопротивление заземляющих устройств следует проверять не реже одного раза в год согласно графику, утвержденному владельцем предприятия». Перевозку нефти водным транспортом надлежит осуществлять «с соблюдением специальных правил,утвержденных транспортным министерством Украины, а также требований Регистра (морского или речного)». Перед наливом нефти судно, пришвартованное к причалу (пирсу), «должно быть осмотрено с учетом пожарной безопасности представителями морского (речного) транспорта при участии представителей береговых сооружений и пожарной охраны для определения готовности к наливу нефти».

Если у капитана судна нет «акта о соответствии судна требованиям пожарной безопасности», то «налив нефти в нефтеналивное судно не разрешается». Во время проведения сливнона-ливных операций нефтеналивные суда «должны быть заземлены до соединения трубопроводов с рукавами для перекачки нефти». При сборке и разборке соединительных трубопроводов и рукавов, соединяющих судно с береговыми устройствами, полагается использовать инструмент, «не искрящий» при ударах. Не велено производить налив нефти во время грозы, а также проведение ремонтных работ во время осуществления сливно-наливных операций, за исключением «исключительных случаев» по согласованию с пожарной охраной.

Кроме того, «При сливе-наливе нефти для охраны нефтеналивного судна и вывода его за пределы акватории на случай аварии или пожара вблизи причала (пирса) должно находиться дежурное судно-буксир», а «Проезды для пожарных автомобилей и переходные мостки следует содержать в исправном состоянии и свободными от загромождения различными предметами». Где «соломки подстелить» Наверное, любому здравомыслящему человеку понятно, что соблюсти все требования нормативных документов, регламентирующих пожарную безопасность в ходе выполнения операций транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов, практически невозможно. Многие положения этих документов иначе как спорными не назовешь. И, к сожалению, многие из них нужно было бы изменить в сторону ужесточения, т. е. не в пользу кошелька владельцев предприятий. Но, как известно, от любых норм можно отступать, если соответствующие инстанции дадут согласие. Так что каждый собственник имеет возможность хорошо подумать и попробовать договориться с пожарными об отступлении от требований действующих документов. С инспекторами Госпожнадзора, конечно же, общаться крайне сложно. Но помните: наличие всей необходимой документации, ведение журналов проверок и вообще соблюдение всех бюрократических правил дает возможность снять весьма значительную часть вопросов. Чтобы постараться по возможности избежать уплаты штрафов за нарушение правил пожарной безопасности, нужно предпринять попытку не допускать нарушений, которые «бросаются в глаза» любому проверяющему.

К таким нарушениям можно отнести: отсутствие или неправильное ведение какой бы то ни было документации; установка резервуаров на основаниях, построенных из «непотребных» материалов; эксплуатация резервуаров, имеющих перекосы, трещины, утечки, неисправные контрольные приборы, стационарные противопожарные устройства; эксплуатация продуктопроводов, сроки зачистки и испытаний на прочность которых прошли; уменьшение высоты обвалования по сравнению с требованиями строительных норм, посадка в зоне обвалований деревьев или кустарников; разлив нефтепродуктов, хранение упаковочного материала и порожней тары в хранилищах и на обвалованных площадках; переполнение резервуаров, железнодорожных и автомобильных цистерн; отбор проб из резервуаров при сливе и наливе нефти (нефтепродуктов), а также во время грозы; отсутствие или неисправность заземляющих устройств, электропроводки; отсутствие или неисправность приборов контроля и управления, пожарной сигнализации; применение «искрообразующе-го» инструмента; проведение ремонтных (особенно связанных с применением открытого огня) работ на резервуарах и трубопроводах, не освобожденных от нефти (нефтепродуктов), а также без предварительной очистки, про-паривания и получения согласия органов Госпожнадзора на проведения всех этих операций; проведение монтажных и ремонтных работ с применением открытого огня (сварка) на расстоянии ближе 20 м от заполненных резервуаров, а также от пустых резервуаров для хранения ЛВЖ и ПК, если они не очищены от остатков; загромождение помещений, а также территории, проходов, проездов, эвакуационных путей посторонними предметами, а в особенности горючими веществами и материалами.


 

Ни страны... ни погоста. Согласуйте мне дом!. Полный перечень разрешительных документов и согласований, необходимых для возведения капитального сооружения. Капитальное строительство: что, где, как. Эффективный учет материалов с помощью весов.

 

Главная ->  Оборудование 



0.0819