Главная ->  Оборудование 

 

"Вы слышите: грохочут сапоги..."


О перспективах развития строительной розницы БИЗНЕС писал примерно с полгода назад (см. №51 от 16.12.02 г., стр.76-78). Вернуться к этой теме нас побудили две причины. Во-первых, уже в этом году в Киеве планируется открытие нового магазина формата cash оптовая продажа кровельных, теплоизоляционных, дренажных материалов; с 1994 г.; более 200 чел.; оборот в 2002 г. — данные не предоставлены) — Что вы думаете о перспективах развития строительного бизнеса? — Учитывая опыт наших зарубежных партнеров, которые очень близки к розничному бизнесу (Gutta, Salux, Oman), в ближайшей перспективе следует ожидать активного развития сети розничных супермаркетов в Украине, которые "перетянут" розничного покупателя с рынков и из мелких магазинов. Отмечу, что из-за стагнации производства и сбыта стройматериалов в Западной Европе следует ожидать прихода на отечественный рынок крупных зарубежных производителей, которые будут создавать здесь совместные или дочерние предприятия, представительства и т.д. Скажу также, что принятый Закон об ипотеке будет стимулировать жилищное и промышленное строительство, позволит использовать внебюджетные источники финансирования рынка недвижимости (в первую очередь — вложения населения), что, в свою очередь, будет способствовать решению проблем жилищного строительства. — Что вы желаете спецвыпуску "Домострой"? Какая информация, темы, рубрики были бы вам интересны? — В спецвыпуске интересно было бы регулярно читать новости градостроительства, аналитические обзоры, обзоры развития зарубежных строительных рынков. "Домострой" должен стать проектом, ориентированным исключительно на профессионалов строительного рынка Украины.

В таком случае коммерческий и имиджевый успех проекту гарантирован. Наталья Кукла (45), директор магазина "Паркет Центр" (г.Киев; торговля напольными покрытиями; магазин открыт в 2002 г. фирмой "ЭкоСкан Групп", которая работает на рынке с 1999 г.; 10 чел.; оборот в 2002 г. — данные не предоставлены) — Что вы желаете спецвыпуску "Домострой"? Какая информация, темы, рубрики были бы вам интересны? — Желательно, чтобы в спецвыпуске было поменьше сухих цифр, за которыми легко "спрятаться", а побольше дискуссий, освещения различных проблем: как рынка напольных покрытий, так и строительной отрасли в целом. ВОЗМОЖНЫЙ ПОЗИТИВ Торговцы по-разному оценивают перспективы строительства в Украине магазинов площадью 15-20 тыс.кв.м. По их мнению, подобные супермаркеты могут стать лидерами рынка. Но при этом вряд ли смогут добиться тех же результатов, что и в странах Восточной Европы, и заметно "подвинуть" крупных местных игроков. Причин тому несколько. Во-первых, при нынешней относительно небольшой емкости строительного рынка затраты на содержание таких магазинов неоправданно высоки. Соответственно, чтобы быть рентабельными, им придется повышать наценки.

Но следует отметить, что через 3-4 года при сохранении нынешних темпов роста объемов продаж стройматериалов данный тезис будет уже неактуален. Во-вторых, пока места хватает всем. Фактически в формате, приближенном к DIY-центру, работает только магазин "Новая Линия". Дело в том, что специализированные салоны-магазины развивались быстрее, так как вложения в их создание значительно меньше, чем в крупные розничные точки.

В-третьих, по мнению розничников, приход западных торговых компаний дисциплинирует поставщиков. Сейчас отечественные ритейлоры пытаются стандартизировать работу с поставщиками, чтобы те обеспечивали стабильные поставки, участвовали в совместных рекламных проектах, придерживались оговоренной ценовой политики. К сожалению, по словам розничников, не все научились "играть" по предложенным правилам. Западные же компании жестко контролируют их соблюдение. И наконец, приход иностранцев поспособствует появлению крупных распределительных оптовых баз с широким ассортиментом. Эта ниша на строительном рынке Украины почти не заполнена.

ФОРМАТЫ Сейчас в украинской розничной торговле условно можно выделить четыре основных формата: 1) зарождающиеся прототипы западных DIY-центров — крупноформатные общестроительные магазины. Скорее всего, именно в этом сегменте рынка собирается работать компания "Баухаус АГ"; 2) магазины для профессиональных клиентов — строителей, различных бизнес-структур, мелких розничных торговцев. Предположительно, этот сегмент — сфера интересов Memarkero; 3) множество небольших магазинов с разным строительным ассортиментом; 4) магазины, специализирующиеся на продаже узкой группы товаров в широком ассортименте. “...Мы будем активнее разыгрывать другие козыри” Вячеслав Бондарчук (32), директор по маркетингу и продажам национальной сети складов-магазинов "БудМакс" (г.Киев; с 1997 г.; 230 чел.): — Считаю, что компании, подобные "Баухаус", могут сильно потеснить местных розничных операторов, работающих в формате DIY-центров. Тем более что год назад украинским рынком интересовалась еще и розничная компания OBI. Правда, тогда мы просчитывали, что в условиях пока еще небольшого объема стройрынка содержать большие магазины в Украине очень дорого. Но опасность в том, что подобные компании могут начать завоевывать рынок при помощи демпинга.

Кроме того, немецким бизнесменам стратегически выгоднее открывать большие магазины — через 3-4 года объемы продаж стройматериалов в Украине существенно увеличатся. А в Германии наблюдается уменьшение емкости рынка. В сегменте мелкооптовых продаж, в том числе при реализации материалов строительным фирмам, ситуацию на рынке могут изменить магазины Memarkero. Хотя ассортимент стройматериалов, скорее всего, будет представлен недостаточно полно, они имеют колоссальную экономию на масштабах бизнеса. И сейчас стараются сформировать очень низкие цены на многие брендовые стройматериалы за счет получения высоких скидок от поставщиков. В этом их преимущество.

Поэтому мы будем активнее разыгрывать другие козыри. Например, развивать торговлю "черновыми" материалами (кирпич, песок и т.д.). Кроме того, продолжим формировать лояльное отношение строителей к нашей сети. К тому же мы видим огромный положительный эффект от прихода таких операторов на наш рынок — на сегодняшний день мы в одиночку формируем потребность рынка в "супермаркетах для профессионалов", и мощные рекламные бюджеты международных сетей значительно ускорят этот процесс. “Немцы много зданий уже не строят” Торстен Йованович, ассистент руководителя департамента сбыта компании Hansa (Германия; производство смесительной арматуры) — Что сейчас происходит на западноевропейском рынке стройматериалов? — В среднем, в Западной Европе объемы продаж стройматериалов снизились примерно на 8% по сравнению с прошлым годом. Причины следующие. Во-первых, немецкий строительный рынок насыщен продукцией.

Во-вторых, немцы живут благополучно, и много зданий уже не строят. Поэтому многие западноевропейские компании стараются расширить географию сбыта в странах Восточной Европы. Строительный же рынок Старого Света потихоньку "умирает". — Ваши впечатления от украинской строительной розницы и рынка в целом? — Я первый раз в Украине. На днях посетил специализированные магазины некоторых компаний-партнеров — "Унитех Бау", "Агромат", "Серго", "Аквасистем". Мне, в принципе, понравился уровень, на котором была представлена продукция в розничных точках. В Германии это делается немного профессиональнее, но выглядит все стерильно, как во дворце. А в украинских магазинах ощущается близость к клиенту, в размещении товара присутствует легкая, располагающая к общению неразбериха. Наверное, такой вариант для вашего рынка является оптимальным. Меня больше волнует следующее.

Ваш рынок молод. Поэтому в основном хорошо продается либо дорогая, либо дешевая продукция. Доля продукции среднего ценового сегмента очень незначительна. И это касается не только продукции компании Hansa, но и других торговых марок. “Места хватит многим крупным розничным операторам” Константин Кисель (30), заместитель генерального директора ЗАО "Новая Линия" (г.Киев; супермаркет строительных материалов; с 2001 г.; 170 чел.; оборот в 2002 г. — $10 млн): — Если в Украине Memarkero будет придерживаться классического формата торговли, то на розничный рынок их деятельность не повлияет.

Но пока еще неизвестно, в каком ассортименте они будут предлагать стройматериалы. А от этого будет зависеть и их сбытовая политика. Компания же "Баухаус" — действительно сильный конкурент. Но их возможный приход поможет повысить интерес потребителей к магазинам формата DIY.

Кроме того, учитывая ежегодный рост емкости украинского рынка на 15-20%, в ближайшие несколько лет места хватит многим крупным розничным операторам. “Мы решили развивать это направление” Богдан Неагу (37), директор по закупкам непродовольственных товаров ООО "Memarkero cash розничная торговля стройматериалами; с 1994 г.; 65 чел.; оборот в 2002 г. — данные не предоставлены): — Мы не рассматриваем торговую сеть Memarkero в качестве прямых конкурентов. Во-первых, они позиционируют себя в сегменте cash производство кровельных материалов; с 2001 г.; 77 чел.; оборот в 2002 г. — данные не предоставлены) — Что вы думаете о перспективах развития строительного бизнеса? — В жилищном строительстве Украины произошел переход от крупнопанельного домостроения к строительству домов из монолитного железобетона. Это требует производства огромного количества утеплителей (жесткие маты) и материалов для вентилируемых фасадов (кассеты, профнастил, сайдинг). Заводы же железобетонных изделий будут банкротиться или перепрофилироваться, так как спрос на фундаментные блоки и плиты перекрытия уменьшится. В промышленном сегменте рынка строительство полностью ведется по технологиям быстрого возведения зданий при помощи легких металлоконструкций, что, опять же, потребует большого количества утеплителей и профнастилов. К сожалению, "власть чиновников" полностью блокирует развитие экономики Украины. Из-за их меркантильных интересов очень ограничены возможности и права предпринимателей на получение разрешения на аренду земли под строительство различных коммерческих объектов. Также местные управления государственного архитектурно-строительного контроля создали "непробиваемую" систему получения разрешительных документов на строительство (особенно этим "прославилась" Одесская обл.).

Не имея возможности инвестировать собственные средства в свой магазин, СТО, автомойку, склад, офис, прачечную, гостиницу и т.д., предприниматель вынужден арендовать площади у государства или владельцев контрольного пакета акционерных обществ. — Что вы желаете спецвыпуску "Домострой"? Какая информация, темы, рубрики были бы вам интересны? — Интересно было бы почитать детальный сравнительный анализ нескольких аналогичных товаров, примерно одинаковых по цене, составу, расходу и другим качественным характеристикам, обязательно включая и украинскую продукцию. Даже если она проигрывает по какому-либо параметру зарубежной (например, как сравнение автомобилей одного и того же класса).


 

Как получить разрешение на строительство в Украине. Самовольное строительство: «постройте» себе проблему. Новости нормативного регулирования. Страна замороженных строек. Щодо коефіцієнта зміни вартості перевезень вантажів для будівництва автотранспортом до тарифів прейскуранта №13-01-02-90.

 

Главная ->  Оборудование 



0.002