Главная ->  Оборудование 

 

Кондиционеры: метеочувствительный сегмент


Работа или проживание в неблагоприятных условиях не лучшим образом сказывается не только на настроении и самочувствии, но и на производительности труда. Так что для людей, понимающих это, кондиционер — не роскошь, а средство обеспечения комфорта в быту и на работе. Правомерность такого вывода лишний раз подтверждают высокие темпы развития рынка климатического оборудования в Украине, наблюдаемые в течение нескольких последних лет. Динамика и структура рынка По разным оценкам, в 2001 году продажи кондиционеров увеличились в Украине на 20 -30% по сравнению с 2000 годом. Как и следовало ожидать, основной причиной стало жаркое лето, ведь, например, покупка кондиционера для дома в большинстве случаев до сих пор является импульсивной - не спланированной покупкой.

Вторая причина - относительная стабилизация экономики Украины, что сопровождалось повышением доли частных лиц в общем количестве покупателей. Этим объясняется и преобладание в структуре продаж бытовых кондиционеров. Операторы рынка утверждают, что в 2001 году в Украине продано 60 - 65 тысяч настенных сплит-систем, 8 - 10 тысяч канальных, кассетных и настенно-потолочных сплит-систем и 1 - 2 тысячи оконных кондиционеров на общую сумму $55 - 60 млн.

В течении прошлого летнего сезона большинству операторов рынка климатического оборудования удалось заработать до 70% своего годового дохода. От сезона 2002 года операторы ожидают все того же 30-процентного прироста продаж - такая динамика наблюдается уже в течение нескольких последних лет. Особые надежды возлагаются на рост продаж кондиционеров для жилья (учитывая, что за последние два-три года бытовые кондиционеры подешевели на 50%, а новинки 2002 г. от ведущих мировых производителей обещают сделать их эстетичными и максимально удобными в управлении). Не исключается и увеличение продажи более дорогих и экономичных канальных систем кондиционирования. Ведь украинский покупатель постепенно приходит к тому, что экономить на собственном комфорте или сроке службы кондиционера не имеет никакого смысла.

И, конечно же, свои коррективы в динамику рынка может привнести погода. Но тут боятся нечего, ведь лето, по прогнозам метеорологов, обещает быть более чем жарким... Что касается общих тенденций развития, то можно с уверенностью говорить о том, что рынок кондиционеров стал более цивилизованным, определился круг поставщиков и операторов рынка. Правда, сколько же их всего «обитает» на украинском рынке точно сказать невозможно. Это, прежде всего, объясняется постоянным появлением множества мелких компаний, а также сезонных и «околокондиционерных» фирм (тех, у которых кондиционерный бизнес - не основная услуга), хотя последних становится все меньше. Количество операторов-импортеров примерно 30-35. Они были пионерами и сегодня занимают прочное положение на украинском рынке, имея широкую дилерскую сеть во всех регионах страны.

Крупных дилеров - 80-90, в три-четыре раза больше компаний, предоставляющих монтажные услуги. Образующиеся сегодня компании в основном ориентированы на продолжительную работу на рынке. Они, особо не рискуя, работают с известными в мире брендами, имеют широкий модельный ряд и ведут разумную ценовую политику.

Большинство компаний развиваются и укрупняются. Стратегия продвижения компаний на рынке, как правило, стандартна: сначала - бытовые кондиционеры, затем офисная техника, полупромышленные системы, которые со временем дополняются промышленными. Большинство фирм-продавцов оказывают такие услуги, как монтаж, гарантийное и послегарантийное обслуживание кондиционеров. В Украине в изобилии представлены все существующие в мире виды систем кондиционирования и вентиляции - оконные (3-5% продаж в количественном выражении), мобильные (около 1%), центральные кондиционеры, настенные сплит-системы (80-85% продаж), канальные, кассетные и настенно-потолочные кондиционеры (10-12%). На украинском рынке кондиционеров представлены все крупные мировые производители, доля же отечественной продукции составляет 7-10%. И это не удивительно, ведь сегмент показал себя очень перспективным. По оценкам специалистов, в прошлом году объем продаж бытовых систем кондиционирования составил $50-55 млн., а более дорогих центральных кондиционеров реализовано, по приблизительным оценкам, на $5-7 млн. с учетом монтажных услуг. Торговые марки В условиях большого разнообразия ассортимента, наблюдаемого сегодня на украинском рынке, конечный выбор торговой марки зависит, прежде всего, от «самочувствия» кошелька и, конечно же, эстетических соображений.

Тем, кто ищет очень дорогую, супернадежную систему, стоит обратить внимание на такие именитые мировые марки, как Daikin, Hitachi, Fujitsu General, Mitsubishi Elecmarkeric, Mitsubishi Heavy, Panasonic, Sanyo, Sharp і Toshiba. Тех, кто еще не готов расстаться с крупной суммой и согласен мирно ужиться с корейским кондиционером, вполне удовлетворит соответствующая техника от компаний LG и Samsung. Продукция с европейским «лицом» и таким же качеством -это французские марки Airwell и Supra, итальянские Argo, DeLonghi, Mariani Clima и Mizushi. Израиль представлен фирмами On Line, Elecmarkera и Tadiran, а честь США защищают небезызвестные Carrier, Fedders, General Elecmarkeric, Gibson, markerane, York і White-Westinghouse. He стоит бояться и кондиционеров, собранных на фирменных заводах в Таиланде, Малайзии, Тайване.

Эти предприятия были построены ведущими японскими производителями и являются их собственностью. Стоит учесть, что уровень автоматизации этих производств, оснащенность самым современным оборудованием часто бывает выше, чем на аналогичных заводах в других странах, ведь не даром абсолютное большинство производимой продукции идет в Западную Европу и страны СНГ, а часть продукции рассчитана даже на японский рынок. Географическое положение заводов-производителей вполне объяснимо, и речь тут идет не только о дешевой рабочей силе. Главный момент - это стоимость аренды земли под застройку (разница между Японией и Малайзией очень ощутима), а также благоприятная налоговая политика, близость к источникам сырья и основным рынкам сбыта. Ощутимая экономия средств, достигаемая за счет этих факторов, непосредственно влияет и на цену конечной продукции. Кстати, переносят свои производства за рубеж и американцы, но только из других побуждений. Дело в том, что выпускать сплиты на территории США не выгодно, учитывая, что внутренний рынок поглощает около 50 тыс. штук, а расходы на доставку кондиционера из США в Европу или Азию делают его слишком дорогим удовольствием для конечного потребителя. Вот производства и переносят поближе к рынкам сбыта. В Украине кондиционеры (бытовые и промышленные) начали производить в Донецке, Краматорске, Одессе, Харькове, Севастополе, Мелитополе.

Отечественные трейдеры рассматривают возможность создания собственных торговых марок, под которыми будут продавать кондиционеры производства разных стран мира, но в основном Китая. Возможно, уже в этом году на рынок выйдут «национальные» торговые марки. Конкуренция Структура потребления кондиционеров в Украине полностью зависит от цены: сегодня самые большие объемы продажи - у недорогих корейских систем. Многие японские, европейские, израильские, американские и китайские системы занимают незначительную часть рынка. Большинство экспертов прогнозируют изменение существующего доминирования на отечественном рынке корейской техники. Структура рынка по видам кондиционеров пока типична для новых рынков, где системы кондиционирования еще не стали обычным и приемлемым по цене средством комфорта.

Больше половины объемов продажи занимают настенные сплит-системы, имеющие достаточно привлекательное сочетание потребительских характеристик и невысокой стоимости. Чтобы выделиться, трейдеры делают ставку на модели с особыми потребительскими свойствами. Так, Airwell в этом сезоне впервые предлагает цветные модели с квадратным внутренним блоком, Daikin - инверторные системы (обеспечивают плавное регулирование воздуха), LG, Samsung, Panasonic - особые антибактериальные или плазменные фильтры. В начале нынешнего сезона некоторые компании представили новые для украинского рынка кондиционеры Saturn и Haier (первая попытка «раскрутки» которого «Нью-Виндом» не удалась). Характерно, что обе марки выводятся на рынок в сегменте самой дешевой техники (средняя цена сплит-системы - $300-400). Смогут ли торговцы за один сезон сделать эти кондиционеры массовым товаром - покажет лето. Так или иначе, компании, торгующие дорогими кондиционерами, пока не усматривают в «дебютантах», реализующих дешевый товар, достойную конкуренцию своему бизнесу. По оценкам специалистов, украинский рынок уже поделен между 30-35 импортерами.

Большая часть из них - это крупные специализированные фирмы («АЕК», «Цеппелин», «Ивик», «Клондайк», «Ликонд», «Деккер-Украина», «Он Лайн» и др.), остальные - поставщики бытовой аудио-, видеотехники («Аладдин», «Фокстрот», «Ост-Вест», «МКС», «АБВ - техника» и др.). Но сезон 2002 года диктует свои условия и небольшим компаниям, возможно, им и не придется демпинговать - можно привлекать клиентов, например, качеством и сроками монтажа. Эго объясняется тем, что количество продаж растет неизменно с каждым сезоном, а количество монтажных бригад, зачастую, остается прежним. Вот и возникает проблема со сроками установки системы в виде очереди не всегда довольных клиентов. Тут уж каждый выкручивается, как может - некоторые крупные компании нанимают на работу более мелкие фирмы, или бригады сезонных рабочих. Но какой-то процент клиентов все-таки переходит к компаниям, делающим акцент на оперативности. Прогноз В 2002 году ожидается увеличение общего объема продаж, по разным оценкам, на 20-30%, если погода не подведет и лето будет достаточно жарким. Наблюдается тенденция к снижению розничных цен - наиболее популярные модели подешевеют на 35-40%. Ожидается, что в этом сезоне на рынке появится продукция из стран третьего мира под уже известными торговыми марками.

Наиболее высоким спросом будут пользоваться популярные модели настенных сплит-систем по цене $400-500, а также самых ходовых моделей канальных и кассетных сплитов. Пик продаж, по прогнозам операторов, будет наблюдаться в конце июля - начале августа. Рекомендации специалистов Кондиционирование может осуществляться различными способами. Во-первых, оконные кондиционеры, на которые многие компании давно перестали делать ставку, а с учетом того, что на рынке появились дешевые китайские сплит-системы они вряд ли будут стоить больше $200. Во-вторых, это небезызвестные сплит-системы с внутренними блоками настенного типа. Спрос на них, по мнению операторов рынка, значительно вырос за последний сезон (на 10 - 15%), что обязательно увеличит предложение в 2002 году. Настенные сплиты позволяют поддерживать необходимый уровень температуры во всех комнатах, однако спрятать внутренний блок под подвесной потолок или вмонтировать в стену вряд ли удастся.

Применяются и припольно-потолочные блоки, которые монтируются на месте радиаторов водяного отопления или на потолок, высокомощные колонные блоки, встраиваемые в подвесной потолок кассетные блоки и блоки канального типа, кодорые более или менее ровно продаются уже несколько сезонов, что позволяет компаниям зарабатывать и в холодное время года. По финансовым затратам комбинация сплитов с вентиляционной системой наиболее эффективна, если площадь кондиционирования 3-4 комнаты. Канальный кондиционер сочетает в себе возможности приточной вентиляции и кондиционера, внутренний блок которого обрабатывает воздух сразу для нескольких помещений, смешивая свежий воздух с рециркуляционным, очищает и охлаждает (подогревает) полученную смесь. Недостатком является то, что индивидуально регулировать температуру в каждой комнате невозможно. И, наконец, четвертая схема - воздушное отопление в сочетании с вентиляцией и кондиционированием - наиболее универсальная система. Ее, прежде всего, отличает относительная дешевизна и малая инерционность. А вот уровень комфортности оставляет желать лучшего, особенно если речь идет о многоэтажном помещении - будьте готовы к тому, что на верхних этажах воздух всегда будет на пару градусов выше. Более того, громоздкая система воздуховодов, прокладываемая под полом и в межпотолочном пространстве значительно увеличит затраты на само строительство.

Исходя из зарубежной практики и статистики основных мировых производителей, срок «жизни» кондиционера составляет 10-12 лет и определяется в основном временем службы основного узла - компрессора. Если кондиционер начинает охлаждать воздух менее интенсивно, чем обычно, причиной могут быть несколько типичных неисправностей: вышел из строя компрессор (система не работает на охлаждение), вытекает фреон в холодильной системе (компрессор начинает работать на износ), нужно немедленно обращаться в сервисную службу. Для того, чтобы система кондиционирования надежно охлаждала воздух, необходимо до наступления лета (периода активного использования) пригласить квалифицированного специалиста для проведения предсезонной подготовки и проверки оборудования. Желательно проводить такую проверку не реже двух раз в год или заключить договор на сервисное обслуживание. Также необходимо следить за состоянием воздушных фильтров (регулярно чистить) и внешнего блока (избегать засорения теплообменника тополиным пухом, листвой и т.п.). Самое главное - не пытайтесь экономить на собственном комфорте и комфорте своих клиентов, если таковые имеются. Ведь что предполагает, например дешевый кондиционер - металлические детали наверняка заменены менее надежной пластмассой, что существенно сокращает срок жизни системы кондиционирования, а детали и послегарантийный ремонт обойдутся дороже самой установки. Следующий момент - экономя на установке кондиционера или системы вентиляции, а такой вариант вполне возможен, если обращаться к фирмам-одногодкам,.работающим один сезон.

Во избежание дополнительных расходов о системе кондиционирования необходимо думать до того как будут проведены основные работы. В этом случае все коммуникации можно будет вмонтировать в стену, а монтаж, например, сплит-системы обойдется в 1,5 раза дешевле. И все-таки главная рекомендация специалистов заключается в необходимости планирования системы кондиционирования еще на этапе проектирования здания, если, конечно, еще не поздно. Это позволит не только подобрать наиболее подходящую систему кондиционирования, но и вовремя позаботиться о внешнем виде здания.


 

"Хенкель Баутехник" модернизировала свой завод. Хорошее качество воздуха у вас в доме. Китайцы сделают погоду в России. Главное - чтобы не сдуло. Связь дошла до кондиции.

 

Главная ->  Оборудование 



0.0021