Главная ->  Оборудование 

 

Проблемы инвестиционного менеджмента


Организаторами конференции выступили Международная кадровая Академия, Межрегиональная Академия управления персоналом, Госстрой Украины, Союз строителей Украины. На конференции работало 3 секции: проблемы формирования инвестиционного климата в переходном Обществе, основы реформирования системы инвестиционного менеджмента, современные проблемы подготовки специалистов в сфере инвестиционной деятельности. Было заслушано 12 докладов, в том числе доклад председателя Госстроя Украины В.Гусакова "Политика Украины в сфере инвестирования в жилищное строительство" и первого вице-президента Союза строителей Украины, доктора экономических наук, профессора В.Федоренко "Строительство и инвестиции в Украине".

Ниже приведены выдержки из этих докладов. Политика Украины в сфере инвестирования в жилищное строительство Согласно статистическим данным, 2,2 млн. семей и одиноких людей состоят в настоящее время в очереди на получение жилья. При этом за последние 7 лет количество семей, которым было предоставлено жилье, сократилось в 5 раз по сравнению с минувшими годами. Средняя обеспеченность населения жильем составляет 20,1 кв. метра общей площади на одного человека, что в 2,5-3 раза меньше, чем в развитых странах, 17 млн. человек в Украине требуется улучшение жилищных условий.

Одновременно объемы жилищного строительства за последние годы уменьшились почти в 2,5 раза. К категории аварийного относится 3,2 млн. кв. метров общей площади жилья. Весь жилищный фонд первых серий массовой индустриальной застройки (72 млн. кв. метров) требует реконструкции. Из-за отсутствия бюджетных средств объемы капитального ремонта жилья сократились почти в 17 раз, а в ряде областей капитальный ремонт жилья совсем не проводится. В настоящее время в Украине насчитывается 12,7 тысяч незавершенных жилых домов. В соответствии с Указом Президента Украины "06 основных направлениях обеспечения жильем населения Украины" Госстрой Украины совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами работает над разработкой Государственной программы обеспечения граждан жильем до 2005 года. Целью программы является создание механизмов правового решения жилищной проблемы в рамках действующего законодательства, определение сроков, источников финансирования и методов ее реализации в Украине, а также степени государственной поддержки населения в приобретении жилья.

В соответствии с программой, на протяжении ближайших 7 лет для развития жилищного строительства необходимо будет из разных источников финансирования привлечь около 45 млрд. грн. Предполагается, что до 2005 года объемы жилищного строительства возрастут в 2 раза, будет построено 55 млн. кв. метров общей площади. Важным аспектом решения жилищной проблемы является создание нового финансово-кредитного механизма в жилищном строительстве - системы ипотечного кредитования. В связи с этим необходимо ускорить принятие Закона Украины "Об ипотеке". В настоящее время идет работа над проектами Законов Украины: "О строительных сбережениях граждан", "06 изменениях и дополнениях к действующим Законам Украины "О страховании недвижимого имущества", "Гражданского кодекса", "О залоге", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "Земельного кодекса". Идет работа также над проектом постановления Кабмина "О порядке предоставления кредитов и субсидий гражданам на строительство и приобретение жилья".

Одновременно предусматривается отрегулировать вопросы передачи недостроенного жилья гражданам Украины, которым требуется улучшение жилищных условий, для его завершения за собственные средства или за счет льготных кредитов. Госстроем подготовлен и подан в Кабмин проект соответствующего постановления. Готовится проект указа об упорядочении и усовершенствовании механизма приватизации таких объектов и стимулировании привлечения средств инвесторов. Решение проблемы недостроенного жилья даст возможность ввести в эксплуатацию почти 8000 жилых домов общей площадью 10 млн. кв. метров. Для граждан, которым требуется социальная защита со стороны государства, предполагается создание института социального жилья, которое будет предоставляться в соответствии с установленными нормами. Для этого в первую очередь предусматривается разработка критериев определения групп населения, которым требуется социальное жилье, порядок его предоставления, а также порядок финансирования и кредитования строительства социального жилья, систему правовой и финансовой защиты инвестиций, направляемых на строительство социального жилья.

Приоритеты в обеспечении жильем: Для молодых семей и одиноких молодых граждан. В Украине 800 тысячам молодых семей требуется улучшение жилищных условий. Из них 13 тысяч считаются платежеспособными. Для предоставления льготных кредитов этой категории населения из Госбюджета планируется выделение 70 млн. грн, из местных бюджетов - 230 млн. грн. Для сельского населения. Во исполнение Указа Президента "О мерах по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе" Госстроем Украины разработано "Положение о порядке формирования и использования средств региональных Фондов поддержки индивидуального жилищного строительства на селе" и совместно с Минэкономики "Правила предоставления долгосрочных кредитов индивидуальным застройщикам жилья на селе".

В 2000 году для сельского населения предполагается построить 1,42 млн. кв. метров жилья, из которых 1,22 мпн. кв. метров - для индивидуальных застройщиков. Объемы сельского индивидуального строительства будут расширяться также за счет реализации программы "Собственный дом", которая разрабатывается в настоящее время. Для военнослужащих. По прогнозным данным, на 1 января 2000 года на квартирном учете будет состоять около 53 тысяч военнослужащих Вооруженных Сил Украины (с учетом тех, кому требуется улучшение жилищных условий). В 2000 году для военнослужащих необходимо построить 4640 квартир общей площадью 280000 кв. метров, что потребует ассигнований из Госбюджета в сумме 322 млн. грн. За счет привлечения инвестиций на сумму 36 млн. грн. планируется построить при паевом участии военнослужащих 540 квартир.

Строительство и инвестиции в Украине Развитие строительства во многом зависит от инвестиций. Процесс поиска и использования инвестиций в Украине за период с момента провозглашения независимости можно разделить на три этапа: • пиберизация и утверждение верховенства Закона (1991-1993 гг.); • постепенное ухудшение инвестиционного климата и введение административных методов управления (1993-1996 гг.); • окончательное ухудшение инвестиционного климата и переход от верховенства Закона к произволу чиновничества (с 1996 по настоящее время). На первом этапе, в 1991 году Верховным Советом Украины было принято два очень важных Закона: "О внешнеэкономической деятельности" и "Об инвестиционной деятельности". Оба Закона, каждый в меру специфики, формировали достаточно ясный режим для инвесторов. Они предусматривали: гарантии для инвесторов, стабильность налогов, национальный режим практической деятельности, экономические льготы в виде налоговых каникул и верховенство Закона в системе государственного управления. Их недостатком было то, что они не были достаточно точно выписаны для иностранных инвесторов. По этой причине в 1992 году был принят Закон "Об иностранных инвестициях".

Этот Закон был самым прогрессивным из аналогичных законов, принятых в бывших союзных республиках. Закон представлял собой некий "кодекс", в котором достаточно полно описывался порядок осуществления, регистрации иностранных инвестиций, гарантии защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов. Для обеспечения стабильности законодательства ст. 9 Закона было установлено, что он действует на протяжении 10 лет с момента регистрации инвестиций. Статьей 32 Закона предоставлялись существенные налоговые льготы для совместных предприятий, а ст. 25 расширяла все льготы и гарантии на созданные совместными предприятиями дочерние структуры. В 1993 году в результате конфликта между сторонниками создания правового государства и апологетеми "революционной целесообразности" Кабмином Украины был принят Декрет "О режиме иностранного инвестирования". Этим Декретом приостанавливалось действие Закона "06 иностранных инвестициях". Декретом были ограничены гарантии для иностранных инвесторов, ликвидированы гарантии и льготы для дочерних предприятий.

В конце 1993 года Верховный Совет отменил действие Декрета в связи с возникшим правовым хаосом. Однако процесс постепенного отхода от принципов правового государства продолжается. В отношении иностранных инвестиций наступил третий период, отмеченный тем, что в марте 1996 года Верховный Совет принял Закон "О режиме иностранного инвестирования". Законопроект готовился Кабмином и практически списывался с готового Декрета, причем с ошибками. Закон не формирует по сравнению с предыдущими Законами новые механизмы привлечения иностранных инвестиций, в нем много двусмысленных положений. Единственная оставшаяся гарантия иностранным инвесторам - это гарантия защиты права собственности. В конечном итоге этот Закон не больше, чем политическая декларация о намерениях. Украина, в соответствии с Конституцией - правовое государство. Поэтому относительно ранее внесенных инвестиций должны действовать государственные гарантии, которые действовали на момент осуществления инвестиций.

Одной из главных особенностей Закона 1992 года является то, что государственные гарантии защиты, которые предоставлялись иностранным инвесторам, невозможно сейчас ликвидировать даже законодательным путем. Кабмин Украины в сфере привлечения инвестиций сделал ставку на развитие свободных экономических зон. Это Донецк, Закарпатье, Сиваш и др. Их больше 25.

Однако, сегодняшний вариант СЭЗ - это полное отсутствие законодательного регулирования осуществления инвестиционной деятельности, большие возможности для коррупции, потому что никаких критериев того, какие именно проекты и каким способом должны быть согласованы, не существует. Администрации СЭЗ по своему усмотрению будут одобрять или не одобрять инвесторов. В переходный период к рынку в Украине инвестиционная политика осуществляется Министерством экономики Украины, в основу которой положены данные о наличии финансовых, материальных, трудовых ресурсов и мощностей строительных организаций. Наличие инвестиционных ресурсов зависит от структуры источников финансирования.

Определяются размеры ресурсов Государственного бюджета, балансов ВВП, денежных доходов и затрат населения, финансовых возможностей предприятий и организаций, кредитного фонда. В конечном итоге определяются средства, которые могут быть направлены на цели финансирования капитальных вложений. При этом для технологически необходимого обновления основных фондов общий объем инвестиций, которые должны направляться на капитальное строительство должны быть в пределах 20-25% от ВВП. С 1992 по 1997 годы этот показатель уменьшился с 17,2 до 15,6%. В 1997 году он составил 13,9%. В сложившейся ситуации первоочередное внимание государство должно уделить оживлению инвестиционного процесса, без чего невозможно общее оздоровление экономики. Необходимо принятие следующих конкретных мер: • усовершенствование правовых взаимоотношений между субъектами хозяйствования, что позволит активизировать инвестиционную деятельность за счет собственных средств предприятий и организаций, различных фондов, капитала коммерческих банков и иностранных инвесторов; • усовершенствование нормативно-правовых актов, связанных с упорядочением вопросов реализации инвестиционных проектов; • концентрация и эффективное использование бюджетных средств путем временной приостановки отдельных государственных и отраслевых программ, которые утратили актуальность или не обеспечиваются реальными финансовыми ресурсами; • привлечение внутренних и иностранных инвесторов к вложению капиталов в создание механизмов страхования инвестиционных рисков; • создание Банка реконструкции и развития с целью обеспечения работ по структурной перестройке народного хозяйства Украины. Все вышеизложенные позиции легли в основу решения, выработанного Международной научно-практической конференцией.


 

Садовые хлопоты. Дом с именем. Жилье под крышей стало элитным. Зимний сад - музыка из стекла. Диагноз ставит "Струна".

 

Главная ->  Оборудование 



0.0048