Главная ->  Оборудование 

 

"Газовые настенные котлы в Украине: настоящее и будущее"


Настенные газовые котлы, называемые иногда также настенными термоблоками, появились в Украине относительно недавно, но даже за этот небольшой отрезок времени завоевали массу сторонников. Улучшающееся благосостояние потребителя, возросшие требования к комфорту и оборудованию – вот основные причины роста их популярности. Объемы данного сегмента рынка растут довольно высокими темпами. Представительства зарубежных производителей рассчитывают увеличить в 2005 г. продажи на 10–20 %, а некоторые отечественные производители – на все 50. Одна из причин роста популярности украинских котлов – отсутствие стимулов к экономии потребления газа за счет более качественного отопительного оборудования зарубежного производства. Росту рынка способствуют процессы газификации сел, строительства коттеджей, замены владельцами частных домов старых отопительных аппаратов, а также установки автономного отопления в городских квартирах. На мировом рынке действует множество компаний, которые производят отопительные котлы.

В одной только Германии их насчитывается около 5 тысяч! На украинском рынке их значительно меньше. Но их выбор от этого упрощается ненамного. Число фирм, выпускающих настенные котлы в Украине и поставляющих их в нашу страну, постоянно увеличивается. Так, только за последние годы, среди новинок на украинском рынке появилась продукция таких фирм, как Beretta, Baxi, Protherm, Buderus, Ferroli, Demir Dokum, «Домбассинвестром», «Укринтерм», «Торговый дом РОСС», «Титан» и др., о которых мы писали в нашем журнале. В настоящий момент на отечественном рынке можно найти множество различных моделей настенных котлов от почти сорока поставщиков и производителей. Среди производителей настенного оборудования нет явного лидера – качественные котлы поставляют многие фирмы, но потребители видят достаточно широкий разброс цен на «настенники». Их стоимость зависит от мощности, особенностей конструкции, оснащения автоматикой, типа горелки.

Так, дорогостоящее оборудование немецких фирм, сильно преуспевших в вопросе автоматизации управления оборудованием, практически не требует вмешательство человека. Котел может работать в соответствиис программой, заданной на неделю, с учетом изменения температуры окружающей среды, сохраняя постоянную температуру в доме. Но можно подобрать оборудование и подешевле, с возможностью программирования и учета температуры в помещении. У импортеров высококачественных и, соответственно, дорогих европейских настенных котлов главными покупателями становятся владельцы новопостроенных коттеджей, число которых в последнее время стремительно растет. Покупатели со средними доходами всё больше значения придают комфорту и экономии на текущих расходах (цена настенных котлов обычно в 1,5–2 раза ниже, чем у импортных напольных приборов). Владельцы домов активно заменяют котлы, отработавшие по полтора-два десятка лет, новыми и чаще всего устанавливают агрегаты среднего класса, поскольку большинство из них все-таки ограничено в средствах. Покупателями котлов среднего класса за последние годы стали и владельцы городских квартир.

Сельские жители предпочитают отечественные настенные котлы, но оборудованные импортной автоматикой, хотя они дороже. Ежегодно операторы рынка отмечают переориентацию покупателей на более высокотехнологичную продукцию. Всех различных по уровню доходов категорий покупателей прельщает существенное преимущество настенных котлов – простота монтажа. Одно из наиболее точных и емких определений этих устройств – «котельная в миниатюре». Сумма, которую придется заплатить за установку настенного котла или за монтаж котельной, где отдельно устанавливаются котел, бойлер, насосы, расширительный бак и многое другое, отличается очень существенно. В условиях разнообразных ценовых предложений и возрастающей конкуренции, из производителей и поставщиков выигрывает тот, кто делает ставку на технические нововведения. Но не все они в нашей стране завоевали популярность, так как наукоемкие энергосберегающих технологий рассчитаны на богатые страны Европы. В частности, двухконтурные котлы с функцией автоматического зажигания при открытии крана горячей воды уступают по популярности более простым моделям. А конденсационные котлы, которые сейчас внедряют все европейские производители, у нас занимают только около 1 % рынка, поскольку газ у нас пока дешевле.

Срок окупаемости такого котла в Украине составляет 12–13 лет, что сводит на нет его высокий КПД. Единственная «приманка» конденсационных котлов для украинского потребителя – экологичность: их можно устанавливать в местах с самыми жесткими ограничениями относительно выбросов в атмосферу (например, в центральных районах больших городов). Но ввиду подорожания энергоносителей, конца которому потребители не видят, установка дорогого высокоэффективного оборудования становится выгодной и в Украине. В соответствии с изменением вкусов украинцев свою стратегию оперативно корректируют производители котельного оборудования. Наряду с ультрасовременными (но и соответственно стоящими) решениями отопления и горячего водоснабжения на рынке присутствуют новинки, направленные исключительно на рядового потребителя не только Европы, но и Украины. Ведущие западные фирмы выпускают партии котлов для работы на характерном для Украины низком давлении газа и предлагают решения, помогающие экономнее использовать газ, большинство из них – из области автоматики. Что касается котельного оборудования многих именитых производителей отечественной, восточноевропейской и турецкой сборки, то преимущественно поставляются наиболее дешевые стандартные модели как более ходовые. Таким образом, производители стремятся найти некий компромисс, «золотую середину», чтобы их товар был сбалансирован по своим свойствам, отвечал оптимальному соотношению «цена–качество». Они руководствуются принципом разумной достаточности.

Это предполагает определенную недоработку, уменьшенный ресурс, ненадежность некоторых узлов. Важно только, чтобы они не превышали предельный уровень. Украинские заводы также стремятся усовершенствовать производство котлов на основе собственных разработок. В отечественном котлостроении наблюдаются три тенденции: во-первых, замена обычных красок порошковыми, что обеспечивает лучшую стойкость покрытия и более привлекательный внешний вид; во-вторых, переход с отечественной автоматики на импортную, удорожающий продукцию, по меньшей мере, на 10 %; в-третьих, применение микрофакельных горелок, которые экологичнее и позволяют эффективнее использовать газ.

Такие шаги позволяют резко повысить конкурентоспособность отечественных котлов, оставляя их доступными для массового покупателя. Впрочем, заработать на росте спроса, очевидно, удастся не всем производителям. Маленьким предприятиям отрасли вряд ли окажется под силу сдержать атаку мировых лидеров рынка. Установить импортную автоматику может и малый производитель, но его продукция от этого подорожает значительно ощутимее, чем у крупного. У лидеров больше возможностей сдерживать цену. Поэтому господствующее положение на рынке в нынешний сезон уже заняли предприятия с объемами ежемесячного производства от тысячи до нескольких тысяч котлов.

Производителям областного масштаба, выпускающим в лучшем случае сотню котлов в месяц, следует готовиться к трудным временам. С ростом емкости рынка, соответственно, появляется всё большее количество организаций, налаживающих сбыт настенных котлов для населения и в настоящее время, как у отечественных, так и импортных производителей, сложилась система распределения с каналами, состоящими из посредников в каждом регионе. Работники местных специализированных фирм, выступая своеобразными информационными посредниками между производителем котла (поставщиком) и его потребителем, отмечают: сегодня отечественный потребитель во многом более информирован о существующем оборудовании и его возможностях. Расширятся его традиционное двухкомпонентное понятие «соотношение цены и качества» до многокомпонентного «соотношение цены, качества, спектра услуг, затрат на содержание». И в создании таких моделей заинтересованы, прежде всего, сами производители и их подспорьем в продажах cтало изменение сроков гарантии на оборудование. Многие осуществляют не только прямые поставки оборудования, что гарантирует доступные цены, своевременные поставки запчастей и т. д., но и имеют сервисные центры в различных городах Украины. Популярность определенной модели, с одной стороны, формируют продавцы – для них основной задачей является продажа как можно большего количества оборудования. С другой стороны, популярность модели формирует рынок, на котором качество оборудования и уровень сервиса – определяющие факторы для конечного потребителя при покупке котла. И это, чаще всего, те марки, представители которых проводят бесплатное обучение монтажных бригад фирм-партнеров.

В условиях, когда ценовой фактор перестал играть решающую роль в конкурентной борьбе производителей котлов, на первое место выходит сервис. Но в этой сфере отечественные производители традиционно уступают иностранным. Последнее может иметь существенные последствия для дальнейшей структуры рынка, если предпродажное сопровождение товара не станет правилом для украинских предприятий. Отечественным производителям в ближайшее время придется перенять у иностранных конкурентов сервисный опыт или уступить им место на рынке.


 

Очаг культурный. Часто задаваемые ВОПРОСЫ по электрическим нагревательным кабелям DEVI. Конструктивные особенности офисных перегородок. Общие рекомендации по установке кабельных систем DEVI. Автоматические и ручные воздухоотводчики.

 

Главная ->  Оборудование 



0.0022