Главная ->  Отделка 

 

Архитектор «хай-тека»


20 век подарил миру целое созвездие прекрасных зодчих, обогатившие своими новаторскими методами архитектуру последних 100 лет. Если бы задаться вопросом, кто именно из зодчих последнего двадцатилетия является самым титулованным, востребованным, модным и популярным архитектором, то англичанин Норман Фостер вне всякого сомнения превзошел бы других знаменитых претендентов на это почетное звание — китайца Минга Пэя, датчанина Йорна Утзона, интернациональный дуэт — Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, испанца Энрике Миралеса Мойя (выиграл недавно конкурс на изменение градостроительного облика Венеции), подающего большие надежды иракца Захи Хадида. Каждый из них построил несколько сооружений, запомнившихся своей оригинальностью конструкций и богатством используемых технических приемов. Строительные разработки многих современных архитекторов получили заслуженное признание, но только по истечении некоторого времени. Например, парижане долго не могли смириться с появлением в их городе «нефтеперегонного завода» (так называли Центр им. Ж. Помпиду).

У них он вызывал определенное чувство отвращения, как и Эйфелева башня после завершения ее строительства в 1889 году. Не сразу парижане восприняли и объемную пирамиду во внутреннем дворике Лувра. А сейчас — это одна из архитектурных достопримечательностей в исторической части Парижа. А вот сиднейский оперный театр вошел в историю как пример расточительства денежных средств.

На его возведение было истрачено на $95 млн. больше, нежели планировалось. К Фостеру пришло признание поздно Путь наверх у Нормана Фостера не был таким быстрым, как у других архитекторов. Признание пришло после продолжительной и изнурительной работы над собой и своими проектами. Следует подчеркнуть, что его архитектурная деятельность разноплановая. Он не боялся браться за перепланировку и перестройку зданий, построенных другими архитекторами и в другую эпоху, — реставрация здания германского Бундестага в Берлине и Британского музея в Лондоне, строительство объектов для промышленных целей, проектирование и реализация проектов Коммерцбанка во Франкфурте-на-Майне и Шанхайского банка в Гонконге, а также проекты научных заведений и аэропортов. В конце 20 века не было более известного, процветающего и востребованного временем и многими заказчиками зодчего.

Фирма Фостера делает деньги, и немалые. В ней работают 500 архитекторов и еще 100 нанимают при разработке нового объекта. Англичанина ценят за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей современной техники, а также за постоянное стремление ее гуманизировать и превратить из пугающей отчужденной силы в источник человеческой радости и красоты. Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность. Фостер выступает против однозначного уравнивания его деятельности с архитектурой хай-тека. Если последнюю рассматривать как неразборчивую погоню за передовой и изощренной технологией ради ее же самой, то тогда зодчий категорически против того, что именуют сегодня как «хай-тек». Для него новая технология — это функция, с помощью которой достигается что-то неповторимое.

Главное для Фостера создать новый, ранее неиспользованный ракурс или поворот. Поэтому найденные им архитектурные находки очень неожиданны для понимания человеком его идеи. Недаром сам архитектор считает, что использование передовых технологий, не свойственных современному строительству, всегда были главной заботой его компании. По натуре Фостер — экспериментатор в сфере технологической образности. По мнению его близких друзей, архитектор — большой оригинал, поскольку финансовые ограничения, накладываемые заказчиками, а также головоломные функциональные и экспрессивные требования лишь воодушевляют архитектора на творчество, а не заставляют его отказаться от предлагаемых проектов. В этом его отличие от многих современных архитекторов, привыкшие навязывать свои идеи клиентам. Трудный путь наверх Родился Норман Фостер в рабочей семье в пригороде Манчестера в 1935 году.

Служил в армии летчиком. В 1967 году основал свою фирму. Он начал свою деятельность, построив террасообразный Корнуолл в Англии. Имя архитектора стало известным благодаря супертехнологическим постройкам — зданию «Рилайенс Контроле» и участию в ньюпортовском конкурсе на создание нового типа школы с фирменной для Фостера верхней разводкой всех сложных систем оборудования (середина 60-х годов). Сам мастер первое сооружение рассматривает как поворотный пункт своего творчества. В 80-х годах начинается самый плодотворный период творчества Фостера, который не прерывается и до сих пор. Из многих мест поступают к нему предложения. Он нарасхват.

Взлетом в его архитектурной карьере явилось строительство 43-этажного Шанхайского банка в Гонконге в 1985 году. 179-метровый красавец поражает своими размерами, а главное сложностью конструкции. Представляет собой выдающееся достижение современной технической мысли. После 1997 года здание стало символом современного Сянгана как крупного финансового центра мира и Азии. Шанхайский банк был построен за 4 года. При создании проекта Фостер придерживался принципа «постепенной перестройки», т.е. новое здание возводилось на базе функционирующего банка так называемыми слоями.

В основе конструкции — вертикальные опорные башни, несущие межэтапные перекрытия офисных ярусов и скрепленные между собой огромными стальными раскосными фермами. От принципа «постепенной перестройки» со временем пришлось отказаться, но благодаря оригинальной конструкции есть возможность гибкой перепланировки служебных помещений и других мелких и крупных переделок, при этом целостная структура здания не нарушается. При планировке каждого этажа были соблюдены три главных принципа: перегородки офисов скрывают входы и проходы, обеспечивается максимальный простор для служащих, сохраняется свобода и прозрачность внутреннего пространства. Оригинальность конструкции придает атриум, прорезанный на высоту 12 этажей. Атриум играет важнейшую роль в организации внутреннего пространства здания: он зрительно объединяет сгруппированные вокруг него помещения. Гонконгский небоскреб, построенный в середине 80-годов, являлся на то время «архитектурным пилотажем» высочайшего уровня. Новые технические, композиционные и социально-экологические новинки нашли свое применение в строительстве здания Коммерцбанка во Франкфурте-на-Майне.

Он создал 259-метровый небоскреб из стали и стекла, причем даже отдаленные от наружной стены офисы наполнены светом. Но главное достоинство этого экостроения, открытого во второй половине 90-х годов, — обилие зимних садов, в которых господствуют флора из различных континентов. Девять садов высотой по 4 этажа каждый словно ползучие растения вьются вокруг стальной конструкции — позвоночника всего здания. Руководство банка отмечает, что благодаря проекту Фостера удалось повысить производительность труда сотрудников банка. В этом здание заложена особая энергетика, придающая жизненные силы всем здесь работающим — от управляющего банка до клерков. Примечательно то, что в банке на высоте 186 метров устроена смотровая площадка, с которой открывается архитектурная перспектива самого банкирского города в Европе. В отличие от других архитекторов, Норман Фостер — человек движения. Он не может заниматься только одним проектом.

Пока строили Коммерцбанк, он разработал и воплотил в жизнь Индустриальный театр с большим залом на 5000 комфортабельных мест для проведения конференций, культурных фестивалей, концертов, а также выставок в Глазго (Шотландия) стоимостью в 38 млн. фунтов. В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стэндстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Аналогичной же награды удостоена в 1992 году и пристройка к зданию Королевской академии искусств, в которой гармонично сочетались элементы старины и современности. Берлинский Рейхстаг. Норман Фостер — «мастер света» Одна из последних работ — реконструкция рейхстага в столице Германии. Педантичные немцы именно англичанину доверили «привести в порядок» здание. Перед началом работ рейхстаг «закутали» в «блестящее одеяние», созданное по мега-проекту Кристо и Жана Клода. Это новшество значительно пополнило городскую кассу Берлина, чтобы оплатить большие финансовые издержки модернизации рейхстага (600 млн. марок, хотя первоначально выделялось всего 50 млн. марок). Фостеру удалось убедить зажимистых немцев в необходимости потратить именно такие деньги, чтобы процветающее государство имело надлежащее ему здание, в котором будет располагаться общефедеральный парламент.

Фостер решил сделать зал заседаний более воздушным путем создания плоского стеклянного перекрытия вместо массивного купола. Перекрытие — это огромный аттракцион. 360 зеркал улавливают дневной свет и посыпают его в зал заседаний парламента, поворачиваясь под разными углами в зависимости от времени суток и погоды. Здание Фостера по многим техническим решениям попало в Книгу Гиннесса. С именем архитектора обусловлено появление такого понятия как «умные здания», когда строение превращается в сложнейшую машину, управляемую компьютером. На высоте 50 метров создана смотровая площадка. К сожалению, реализация проекта в Западном Берлине была осложнена претензиями финансового характера к Фостеру, сумма которых составила примерно $1,9 млн. Фостер без работы не сидит Завершение модернизации Британского музея осенью 2000 года еще сильнее упрочила славу Фостера как самого удачливого и изобретательного архитектора «стеклянного и стального дела» в конце 20 века.

Созданная архитектурная простота обошлась музею в 100 млн. фунтов, гораздо меньше, нежели перестройка Луврского музея. В данный момент Фостер занят строительством административного здания общей площадью 225 тыс.кв.м на южном берегу Темзы для штаб-квартиры Совета Большого Лондона. По договору, строительство грандиозного центра должно быть завершено к концу 2001 году. И нет сомнения в том, что сэр Норман выполнит обещание, данное руководству столицы Великобритании. На этом Фостер останавливаться не намерен. В его творческом портфеле — разработка сверхвысокого здания в мира — Башни Тысячелетия в Токио (170 этажей, 840 метров), если же, конечно, удастся «раскрутить» японцев на 10 млрд. фунтов стерлингов.


 

Покрытия с натуральной каменной крошкой. Семинар компании Главербель Украина “Современные светопрозрачные конструкции”. Семинар ПКО “Талисман-групп”. Семинар компании BC Ablakprofil KFT. Общие сведения о красках и декоративных покрытиях.

 

Главная ->  Отделка 



0.0059