Главная ->  Отделка 

 

Прочный, прозрачный, призрачный


Лишь великие маги обладают способностью видеть сквозь непрозрачные предметы. Так считали до тех пор, пока Рентген не открыл свои чудесные лучи. Теперь верят и магам, и лучам, но прозрачности хочется по-прежнему. Быть невидимым значит быть свободным.

Раствориться в пространстве, исчезнуть и в то же время необъяснимым образом продолжать существование, превратившись для окружающих в таинственный призрак, феномен, мистификацию. Сделать прозрачным тело человека — какая странная фантазия! Еще более удивительная идея — создать мир, состоящий из прозрачных предметов.

Иллюзорный и реальный, не имеющий визуальных границ, но отнюдь не лишенный формы, он кажется слишком хрупким, хотя на самом деле прочен и вполне приспособлен для жизни. Прежде всего люди научились изготавливать стекло. Древние египтяне любили цветное. А вот жители Месопотамии предпочитали бесцветное прозрачное, за что им и по сей день должны быть благодарны архитекторы и дизайнеры во всем мире. Первые стеклянные окна появились в Риме. Увидеть что-либо сквозь них было достаточно сложно, но свет в жилище проникал. Да и зачем, в конце концов, что-то видеть: личная жизнь неприкосновенна и свята! С этим никто не спорил почти две тысячи лет, хотя оконное стекло становилось все более тонким, а сами окна заметно увеличивались в размере. XX век всерьез начал борьбу с предрассудками.

Дом, где стены прозрачны, просматривается насквозь — такая идея не могла возникнуть на пустом месте. Начали, как всегда, философы и писатели, авторы всевозможных литературных и социальных утопий. Архитектура же не тяготеет к излишней умозрительности и любую утопию облекает во вполне конкретную форму. Возникло направление, отдающее главные роли стеклу и металлу. Хай-тек, стиль высоких технологий, провозглашает абсолютное первенство материала над формой. Прозрачные поверхности, пропускающие, а под определенным углом и отражающие свет, дают безграничные возможности для экспериментов с пространством. Урбанистическая эстетика получила, наконец, достойное воплощение. Интерьер из стекла становится открытым и цельным, конструкции приобретают необычайную легкость и эфемерность, визуально увеличивается объем помещения, границы исчезают — словом, возникает свобода.

Та, о которой мечтал невидимый герой Уэллса, но так и не смог найти в мире, где у любого живого существа и пред мета есть тень. Отсутствие тени — свойство призраков. Некую призрачность (или прозрачность) своих интерьеров хай-тек компенсирует обилием металлических элементов. Металл контрастирует со стеклом и в то же время великолепно сочетается с ним. Соединение мощи и хрупкости парадоксально, но современный человек привык жить среди парадоксов. Стеклянные предметы интерьера — один из них. Речь не идет об аксессуарах, они-то существуют тысячелетия.

Но мебель (столы, стулья, системы хранения и т. п.) — это изобретение века, который мы все еще по старой памяти называем «нашим». Мебельные компании очень быстро почувствовали, что тяга к волшебному, сияющему и прозрачному у потребителей отнюдь не иссякла, и стеклянные вещи стали привычными атрибутами жилища XX — начала XXI века. Обработка стекла — по-прежнему очень трудоемкий процесс, но в награду за все технические трудности дизайнер получает редкую возможность реализовать любую, даже самую фантастическую идею, касающуюся формы и цвета. Кстати, ни в коем случае нельзя забывать о том, что прозрачное бывает цветным. На этом можно построить всю эмоциональную концепцию интерьера. Шкаф Compact, спроектированный Жаном Нувелем (Jean Nouvel) для компании ZERITALIA, — великолепный пример, иллюстрирующий взаимодействие цвета и света. Пространство дробится, становится иллюзорным, экспрессивным и фантастическим — принцип витражей, с успехом использующийся в дизайне. Еще одно свойство стекла — давать ощущение глубины, таинственной и бесконечной.

Основание стола, разработанного компанией FIRST GLAS, словно воронка водоворота, завораживающего взгляд. Ножки другого стола той же компании — массивные параллелепипеды из стекла, в толще которого преломляется свет. А вот плафоны ламп Zylindro Петера Постума (Peter Posthuma) и компании CD COLLECTION DER VIVENDI служат простой и безыскусной оболочкой для декоративных лампочек PHILIPS. Стол Orbis компании HERI BRAUNER также не содержит никаких секретов: стеклянная столешница и металлические фигурки под ней. И все-таки знак времени — это синтетика. Многие дизайнеры предпочитают пластик как более демократичный и современный материал. ПВХ, метакрилат, плексиглас не только прозрачны, но и пластичны. Для интерьерного дизайна — незаменимое качество. Кресло Sloop Карима Рашида (Karim Rashid) и компании SPUTNIK изготовлено из цельного листа метакрилата.

Несколько раз изогнуть такой же точно лист стекла было бы куда сложнее. Знаменитый стул La Maria Филиппа Старка (Philippe Starck) и компании KARTELL — сама прозрачность и хрупкость. Последнее свойство, впрочем, обманчиво. Модель с успехом используют в кафе и ресторанах. Цветной пластик дизайнер применил в креслах Ero/s.

Если поставить их рядом, будет настоящий калейдоскоп. Прозрачный мир существует по своим законам, которые определены природой и человеком, его создавшим.


 

НепоКАБЕЛИмый рынок. Весна в зимнем саду. Символ мощи и всепобеждающей энергии. Дизайн кресел.

В поисках универсального ответа.
Удобные кресла для принца и принцессы.

 

Главная ->  Отделка 



0.0016