Главная ->  Отделка 

 

Опера: творение Шарля Гарнье


Знаменитая парижская Опера находится в центре города — на пересечении бульвара Капуцинок и авеню Оперы, недалеко от Вандомской площади и площади Согласия. Архитектурный ансамбль со зрительным залом на 2150 мест сформировался, в основном, во времена правления императора Наполеона ІІІ был закончен при республиканском строе. Сооружали Оперу в Париже 13 лет (дольше строилась только Сиднейская). Ее строительство обошлось в 35 млн. франков.

Помимо роскоши и пышности архитектуры, здание парижской Оперы впечатляет и своими размерами: Опера на 13 м выше Триумфальной Арки на пл. Звезды, недалеко от Елисейских Полей. Высота здания от основания фундамента до венчающей его лиры Аполлона составляет 63 м. Кстати, в 2005 году парижская Опера отпразднует 130-летие со дня открытия. До 70-х гг.

ХХ в. парижская Опера была крупнейшей в Европе (знаменитый в Старом Свете театр Комеди Франсез мог бы легко поместиться в одном из подсобных помещений). Стиль Наполеона III Сегодня Парижская Опера, наряду с Эйфелевой башней и Триумфальной аркой - визитная карточка Парижа. Но в свое время зодчему Шарлю Гарнье пришлось отстаивать свой эклектичный проект. «Какая безвкусица. Ни греческая, ни римская традиция. В этом здании нет стиля, — негодовала французская императрица Евгения. «Это же стиль Наполеона III, мадам»! — отвечал находчивый архитектор. Именно эта реплика окончательно убедила всех поклонников античности, которые сразу же перестали спорить. Вместе с тем, замысел Гарнье был весьма оригинальным.

Зодчему удалось совместить (с большим или меньшим успехом) два стиля: испанский ХVIII в. и итальянского фасада эпохи Ренессанса. Строительство: рождение шедевра В целом, сооружение Оперы шло очень медленно. На этапе закладки фасада, главным препятствием стали подземные воды, постоянно скапливавшиеся под фундаментом. Они попадали туда через сеть подземных ручейков, которые когда-то впадали в Сену на ее отрезке от площади Республики до дворца Шайо. Шарль Гарнье, хотя и был по натуре романтиком, но по темпераменту - горяч.

Временами он впадал в отчаяние, и был готов забросить проект Оперы окончательно. Пока, в конце концов, ему не удалось изолировать подвальные помещения двойной стеной от проникновения воды. Именно в двойной стене поместил свою «комнату пыток» писатель Гастон Леру, создатель знаменитого призрака Парижской Оперы — ужасного Эрика, всегда носившего маску.

Париж имеет много легенд, но легенда о призраке Оперы — одна из самых «живых». Говорят, что по сей день в контрактах директоров парижского оперного театра присутствует пункт, который запрещает ему (директору) сдавать одну из лож (ложа N°5) в первом ярусе кому бы то ни было. Это — ложа Эрика, призрак появляется там незаметно, когда нарушается требование вышеупомянутого документа.

Завершение строительства После решения проблемы грунтовых вод, строительство Оперы начало продвигаться гораздо быстрее. Но крушение империи Наполеона III вновь прервало сооружение объекта на несколько лет. Во время существования Парижской Коммуны революционеры в отстроенных залах устроили склад продовольствия.

Когда же версальцам удалось прорваться в город в мае 1871 г., то подвальные помещения Оперы, как писали историки, были использованы для тайных и ужасающих казней коммунаров. После падения Коммуны строительство Оперы возобновляется. Здание было почти закончено, когда в октябре 1873 г. случился страшный пожар. Однако, вопреки стихии воды, огня, войн и революции, Оперу достроили. Ёе торжественно открыл президент Мак Магон в 1875 году.

Еще одна любопытная деталь: стройматериалы для богатейшей декоративной отделки внутренних помещений Оперы в Париж были доставлены со многих стран мира. Например, гранит из Шотландии, мрамор белый и цветной из Генуи, красный и черный порфир, соответственно, из Финляндии и Бельгии, аметист из недр Монблана. Зрительный зал выдержан в пурпурно-золотой гамме, а плафон расписан Марком Шагалом, известным художником ХХ в. Как утверждают знатоки, 33 км (!) архитектурных чертежей потребовалось для возведения комплекса. На 11 тыс. м 2 размещены просторные кабинеты для администрации, репетиционные залы — отдельно для хора и балета, ложи для и танцовщиков, и для певцов, а также гигантская сцена и оркестровая яма. Архитектурная жемчужина театра — роскошная парадная лестница, украшенная золотом. Как и все пышное убранство Оперы, большая люстра в зрительном зале выполнена с впечатляющим размахом. Как-то по непонятной причине противовес оборвал канат, который поддерживал красивую люстру. Представьте себе: 6 т бронзы и хрусталя упали туда, где находились зрители.

В результате, один человек, многие были ранены. «Танец» Карпо и его судьба Фасад Оперы, как уже говорилось, украшают многочисленные скульптурные изображения: бюсты известных композиторов с гербами их родных городов. Но самая известная скульптурная группа оперного фасада — это, несомненно, «Танец» скульптора Карпо. В центре скульптурной группы — юноша с бубном в руке, его окружает хоровод с пяти обнаженных танцовщиц, которых скульптор изобразил в непринужденных позах, несущимися в веселом танце... Живописная лепка Карпо не только восхищала его современников, но и, увы, порождала черную зависть со стороны менее талантливых его собратьев по цеху и праведный гнев пуритански настроенных парижан.

Скульптуру называли непристойной. Страсти накалялись и, наконец-то, в ночь с 27 на 28 августа 1879 г., некие неизвестные вандалы излили свой гнев на творение Карпо: они забросали скульптуру бутылками с черными чернилами. Поскольку парижский воздух, загрязненный выхлопными газами автомашин, вызывал порчу мрамора, то в 1932 году было решено заменить скульптуру Карпо копией. Она была выполнена из особо прочного материала скульптор Поль Бельмондо, отец известного французского актера Жан-Поля Бельмондо. Ну а подлинник? Сегодня можно ее увидеть в Лувре, замечательную скульптурную группу из семи фигур, на одной из которых и по сей день сохранилось черное чернильное пятно вандалов ХІХ века: его так и не смогли вывести реставраторы. Вехи в истории парижской Оперы 21 июля 1862 г. — заложен первый камень в фундамент Парижской Оперы; 5 января 1875 г. — торжественное открытие (в здание переезжает труппа Парижской оперы, которая создана в 1671 г.); 1936 г. — реставрация Оперы.


 

Монолог маэстро. Кабельные системы Gewiss. Работать не на склад, а на покупателя. Искусство, покорившее века. Мебельщики взялись за модернизацию.

 

Главная ->  Отделка 



0.0879