Главная ->  Отделка 

 

Антиквариат в России мода и тенденции


По сути дела, приобретение антикварных вещей — один из самых заразительных видов коллекционирования. Как и где правильно выбрать антикварную вещь? Где найти специалистов, которые, во-первых, могут профессионально ее оценить, а во-вторых, станут защищать именно ваши интересы?

Можно ли, наконец, самому научиться отличать бесценную старинную вещицу от подделки? Ведь иногда случается, что за смешную цену приобретают бронзовую статуэтку прошлого или позапрошлого века, а она вдруг оказывается работой известного мастера или частью коллекции знаменитых особ... Антиквариат в обыденном смысле — это старые вещи. А на самом деле так принято называть предметы старше 50 лет. Мебель, картины, иконы, скульптурные изображения, оружие, ювелирные украшения, посуда, книги, часы, одежда, специальное снаряжение, музыкальные инструменты, осветительные приборы, автомобили и многое другое — словом, настоящая лавка древностей. Чтобы попасть в разряд раритетов, предмет не обязательно должен быть очень старым, главное, чтобы в нем была изюминка, художественная индивидуальность или какая-либо историческая особенность. Коллекционирование антиквариата развивает черты характера, так необходимые настоящему боссу, — психологическую выдержку и умение сосредоточиться. Представьте, что вы присутствуете на антикварном аукционе.

Как правильно поднять или сбить цену, как в порыве азарта, вбрасывающего в кровь немереные дозы адреналина, не потерять голову и в результате стать обладателем понравившейся вещи? А удовлетворение амбиций? Не забывайте, что, начав с нуля, удачливый коллекционер может собрать такую коллекцию старинных вещей, которую внесут в самые известные каталоги под его именем (если, конечно, он захочет этого). Собирая коллекцию антикварных вещей, трудно не заинтересоваться историей.

Поэтому, как правило, коллекционер постоянно совершенствует свой интеллектуальный уровень, приобретая глубокие познания не только в области собирательства, но и в истории искусства. Сегодня крупные аукционы — это место, где бывают многие знаменитости. Там есть возможность познакомиться с представителями различных направлений бизнеса, политики и культуры, объединенными общей страстью. Что же так влечет людей к антиквариату? Во-первых, многие старые вещи составляют культурную ценность, сохраняя отпечаток времени.

А во-вторых, эти предметы не дешевеют, а следовательно, являются хорошим вложением денег. Вероятно, именно названные две причины и стали главными для состоятельных россиян в начале 90-х годов, когда начался настоящий бум на российском рынке антиквариата. Так что, если вы считаете, что готовы свободное время посвятить антиквариату, предлагаем вам совершить небольшой экскурс в эту удивительную страну подлинной старины и застывшего времени. Сказка или быль? Неожиданно возросший интерес к “старому хламу” послужил толчком к открытию в обеих российских столицах и многих регионах бесчисленных антикварных салонов.

Любой ажиотаж, конечно же, не обходится без негативных явлений. Часто нувориши оказывались попросту жертвами мошенников, приобретая массу “антикварных” предметов, не имеющих никакой исторической и художественной ценности. В большинстве случаев вещи покупались бессистемно, поскольку потребитель не обладал необходимой информацией. Когда в моду вошел русский национальный колорит, возрос интерес и к предметам деревенского быта. Тогда искатели ценностей опустошили тысячи деревенских домов. Чтобы придать уникальность продаваемой вещи, владельцы частенько сочиняли легенды. И появилось неимоверное количество роялей, на которых играл Шаляпин, бюро, за которыми работал Пушкин, швейных машин, внутри которых скрыты огромные сокровища.

Обилие трофейных вещей, привезенных из Германии во время войны, стимулировало хитроумных россиян к еще большему сочинительству. Не поддается подсчетам число столов Геринга и Геббельса. А уж оловянным ложкам, побывавшим в руках Гитлера, несть числа. К подобным рассказам надо относиться скептически. И помнить: если предмет действительно принадлежал знаменитости, тому должно быть документальное подтверждение (фотографии, описания и т. п.).

Ажиотаж последних лет вокруг антиквариата печально отразился и на состоянии многих настоящих раритетов. Огромное количество произведений искусства было загублено неграмотной реставрацией. Покупатели имели смутное представление о том, как должна выглядеть отреставрированная вещь, а найти хорошего мастера мог не каждый.

Как не все понимают, что серьезное приобретение любой антикварной вещи должно сопровождаться консультацией специалиста. Конечно, сейчас на этом рынке многое изменилось. Можно сказать, что антикварный бизнес частично вышел из подполья. Если раньше все сделки оставались в тени, то теперь проведение аукционов в России стало таким же обычным делом, как и в Европе. Кроме того, существенно возросло качество художественных ценностей. Продать малоинтересную вещь сейчас просто невозможно. Потребитель стал знающим и очень придирчивым.

Салоны же, заботясь о своей репутации, все меньше работают с сомнительными предметами. Рынок антиквариата в России существенно отличается от рынка в Европе. Во время революции и Гражданской войны многочисленные раритеты были утрачены — уничтожены, разграблены или вывезены за рубеж.

Огромный ущерб нанесла Вторая мировая война. В Европе же художественные ценности во все времена находились в большей сохранности. Именно потому цены на нашем внутреннем рынке на некоторые предметы гораздо выше, чем на европейском (особенно это касается мебели). Что до раритетных автомобилей, то в России на них пока нет такого спроса, как в Европе, поэтому и цены гораздо ниже.

Можно отметить отрадную тенденцию — если в начале 90-х художественные ценности активно вывозились из страны, то сегодня они так же активно ввозятся обратно. Изменилось и отношение к старинным предметам: антиквариат теперь не просто коллекционируют, а используют в сугубо утилитарных целях. Мода на старину При всей консервативности и некоторой изолированности антиквариата, здесь тоже не обходится без модных течений и направлений. Безусловно, всегда было модно ездить на раритетных автомобилях. Человек, обладающий не только большими деньгами, но и творческим воображением, приобретает старинное, хорошо отреставрированное авто. Таких машин в России предостаточно и они пользуются спросом. Антикварное белье, старинные игрушки, всевозможные предметы оккультизма и этнические диковинки — элитарное направление коллекционирования среди молодого поколения и любителей экзотики. В последнее время появилась мода обставлять квартиры или загородные дома мебелью в каком-либо определенном историческом стиле. И антиквариат начали приобретать не единичными предметами, а гарнитурами, комплектами соответствующих определенной эпохе осветительных приборов, картин, зеркал и других необходимых для интерьера вещей.

Современные архитекторы с удовольствием берутся за эту интересную задачу — найти решение пространства в стиле барокко, рококо, ампир, модерн или в к каком-либо экзотическом стиле. Большой популярностью пользуются этнические направления. Интерьеры создаются в японском, китайском, африканском или индийском духе. Иногда удается придать шарм и особый изыск обычной комнате, поставив антикварный рояль, добавив к нему старинную же виолончель, коллекцию скрипок, арфу или какой-либо другой музыкальный инструмент. Это создает ощущение присутствия в музыкальном салоне прошлой эпохи. Особым шиком считается комната с разбросанными среди антикварных драпировок в творческом беспорядке старинными холстами, этюдниками, багетами, мольбертами, ящичками с запыленными необычными пузырьками, купленными на антикварных “блошиных рынках”. Прослеживается и новая тенденция: покупателей все больше интересуют вещи с ярко выраженной советской символикой — от картин до настольных ламп и ковров, а также интерьеры в стиле 50-х годов. Часто даже при формировании ландшафта вокруг загородного дома используют парковую скульптуру эпохи развитого социализма. Мода не властна над старинными картинами.

Всегда пользуются спросом полотна и рисунки Айвазовского, Шишкина, Тропинина, Клевера-старшего, Занковского и других корифеев. Правда, количество предлагаемых работ этих авторов заставляет призадуматься — мог ли художник в течение своей жизни столько создать? Подобная покупка требует тщательной экспертизы. Если есть желание, деньги и рекомендованный знатоками архитектор, то, поднабравшись определенных знаний и пройдясь по дюжине антикварных салонов, сегодня вполне можно обустроить интерьер своего жилища в определенном антикварном стиле. Мы не будем здесь рассматривать такие экзотические стили, как египетский, месопотамский, древнегреческий, древнеримский, византийский, исламский, романский, готический, ренессанс, поскольку дополнить интерьер подлинными вещами этих эпох проблематично. Остановимся лишь на тех, которые модны сейчас в столицах. Выбор за вами. Барокко Слово “барокко” означает в переводе с итальянского “причудливый”. Зародившийся в конце XVI века, этот стиль стал прямым продолжением ренессанса.

Барочные мебельные формы возникли в Риме в середине XVII века и легли в основу стиля Людовика XIV. Главные особенности барочного стиля — повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Для усиления впечатления напряженности выделяется несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров. Логику архитектурных построений выявляют сложные очертания стен, обилие выступов, ниш, изогнутые карнизы. Типично барочные формы — витая колонна и многократно изломленный карниз. Парадные интерьеры выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали более динамичны.

Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря перспективному эффекту росписей уводят взор в необъятные “небесные просторы” с плавающими в них розовыми облаками и порхающими купидончиками. Мотивы сложных по очертаниям овалов, спиралей широко используются здесь при оформлении окон, мебели и посуды. Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и перегружена орнаментацией. На ее широких плоскостях находит место богатая инкрустация, состоящая из тонко переплетающихся завитков.

Орнаменты навеяны Древним Римом: пышные завитки акантовых листьев и античные трофеи, расположенные в виде груды различных предметов. В эту эпоху появляются гарнитуры, или комплекты, состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом по форме предметов обстановки. Рококо Эпоха барокко завершается во второй четверти XVIII века стилем рококо (от фр. rocaille). Во Франции он приходится на годы правления короля Людовика XV, поэтому его иногда называют стилем Людовика XV. Стиль рококо, затрагивающий главным образом орнаментально-декоративный строй предметов убранства, мебели и интерьеров, ассоциируется прежде всего с причудливой орнаментикой, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей. В архитектуре рококо, в противовес парадности и масштабности барокко, получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере культом уюта, изящества и изнеженности. Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров.

Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют их пространственную структуру. Элементом, разделяющим поверхности стен и потолков, служит капризно изогнутая рамка. В мебели и декоративном убранстве помещений используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото.

Новинка эпохи, завезенная из Китая, — бумажные обои для оклейки стен жилых комнат. Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей. Рококо — это в первую очередь стиль придворно-аристократического искусства, его отпечаток заметен в характере всего декоративно-прикладного искусства эпохи. Классицизм Классицизм конца XVIII века — это дань столетия великого мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где он именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду “королевских стилей”.

Вызванный к жизни идеями Просвещения, классицизм стал первым искусственным (то есть появившимся не стихийно, а в результате планомерного изучения и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и первым проявлением эклектизма. Возникновению этого стиля способствовали археологические раскопки в Геркулануме (1738 год) и Помпеях (1748 год), а также труды историка Винкельмана и других ученых. Среди художников, чье творчество содействовало возрождению интереса к античному искусству, был итальянский архитектор и график Джованни Батиста Пиранези. Этот стиль привнес в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей. Возрождается принцип архитектонического решения стен и потолков; строгие обрамления членят плоскости на ряд автономных частей, некоторые из них несут на себе в качестве акцента резную розетку, медальон или виньетку. В формах предметов господствуют ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор сводится лишь к самому необходимому, послушно повторяя очертания предмета.

Ампир Стиль ампир — высшая точка и одновременно завершающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицистического направления. Период его наивысшего расцвета приходится на 1804— 1813 годы (правление Наполеона). Сущность этого стиля выражена уже в самом названии (ампир — от фр. empire — “империя”). Первый император Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, подражая римским императорам. Ампир возник не в результате свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу.

В эту эпоху искусство становится более масштабным, монументальным. В стремлении новой элиты во всем подражать формам быта древних римлян было много показного, театрального. Крупнейшим художником и законодателем мод того времени был знаменитый Луи Давид.

Живописец, он прославился и своими образцами мебели. Освоение античных форм для мебели стиля ампир носит характер прямого заимствования. Поверхности снова начинают оформляться колонками, пилястрами, карнизами. В украшениях столов и кресел появляются декоративные мотивы: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы. В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Полы представляют собой паркет, набранный из цветных пород дерева (наборный паркет). Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо кессонируются.

Стены затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд, или оклеиваются обоями со строгим рисунком. Экономно введенные в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого цвета. Эклектика и историзм Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка другой, более поздней, составляют сущность эклектики.

Поскольку формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то наряду с понятием эклектики существует и термин “историзм”. Начиная с середины XIX века темпы развития капитализма стремительно растут. Налаживается массовое производство товаров, прогресс в технике и экономике вносит радикальные изменения в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей.

Осваиваются новые материалы и технические приемы. Новые потребности могли бы вызвать к жизни и иные формы, однако неспособность эпохи к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала мастеров ограничиваться обновлением старых стилей. Во второй половине столетия господствовавшее повсюду стремление создать непременно “новое” лишь мешало органическому поступательному развитию искусства. Стремительное развитие индустриальной техники несло гибель миру уникальных художественных форм старых, благородных ремесел. После июльской революции в Париже (1848 год) в мебельном искусстве наблюдается возвращение к формам рококо. Это второе рококо, иначе называемое во Франции стилем Луи Филиппа, а в Англии ранним стилем королевы Виктории, характеризуется массой накладных резных украшений и сильно изогнутыми формами ножек с глубокими, но мягкими профилями и выемками. В обивке ситец и репс заменяются бархатом и плюшем с отделкой бахромой. Из пород древесины употреблялись дуб, липа, береза, ясень и орех. Последней стадией этого увлечения рококо явился так называемый стиль Второй Империи, или стиль Наполеона III, соответствующий в России последнему периоду николаевского ампира в работах Гамбса-сына.

Позднее, между 1850 и 1895 годами, происходит повторение различных исторических стилей мебели. Главной особенностью эклектики являлось то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, прикладного характера; это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект “рисованных” форм. Мастера, работавшие в эклектической манере, самонадеянно полагали, что могут “рисовать” более красивые и полноценные готические, ренессансные или барочные формы, чем те, что сотворены в свое время художниками, работавшими в этих стилях. Они считали, что путем основательного, скрупулезного изучения и сбора формальных элементов можно создать “чистый стиль”, а то и некий “сверхстиль”. Модерн Подлинный эклектизм эпохи в конце XIX — начале XX века сменяется стилем модерн. Его появление свидетельствовало о желании освободиться от старых традиций и создать, во что бы то ни стало, для своего времени собственное, “новое” искусство. Новое движение ведет свое начало с того момента, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации Glaspalast. Отсюда происходит и название стиля — сецессион, которое привилось в Австрии. В Германии он именовался молодой стиль (Jugendstil), во Франции — новое искусство (Art Nouveau), в России и Англии — современный стиль, стиль модерн (Modern Style Floreale) и либерти (по имени владельца одного из мебельных магазинов).

В условиях растущего темпа деловой жизни усиливается стремление к разумному комфорту. Целесообразность, удобство, учет и использование возможностей новой техники, механизированного труда — таковы общие принципы нового стиля. Эклектическому реставраторству передовые художники противопоставляют культ машин, техники, современных материалов (железо, стекло, железобетон). Представители модерна первыми пытались использовать машинный труд для производства такой утилитарной вещи, которая была бы одновременно и технической, и эстетической формой. На мебели появляются изгибы завитков, перемешанные с растительными мотивами, женскими масками с волнами длинных распущенных волос и пр. Тон или светло-желтый, натуральный, или же светло-зеленый.

Лакировка не употребляется, но дерево отделывается под воск, преобладающие породы — каштан и лотарингский орех. Красное дерево еще в середине XIX века выходит из употребления и заменяется ясенем, орехом, березой, дубом и липой. Интерьер стиля модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Согласно основной концепции, архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны составлять единый художественный ансамбль, осуществленный по проекту одного архитектора или художника. Особняки в стиле модерн строились с соблюдением принципа “от интерьера к экстерьеру”: по образцу английского дома для одной семьи, окруженного земельным участком. Здание подобного типа не нуждалось в подчеркнуто красивом фасаде; оно допускало более гибкую, целесообразную, лучше отвечающую требованиям удобства жильцов планировку внутреннего пространства. Модерн положил конец засилью эклектики и расчистил путь для современной архитектуры и искусства бытовой вещи. Ар деко Архитекторы XX века решительно боролись со старыми традициями.

Такие гении, как Ф. Л. Райт, В. Гропиус, Ле Корбюзье пропагандировали собственные идеи, решительно сметая на своем пути все, что не соответствовало требованиям новой эпохи и считалось безнадежно устаревшим. Как и в других европейских странах, во Франции Первая мировая война сильно повлияла на дальнейшую судьбу архитектуры. В 20-х годах возникла необходимость в стиле, который напоминал бы о довоенной роскоши. Результатом этого стремления и стал стиль ар деко, последний “новый” стиль, сознательно ориентированный в прошлое. Во Франции это был последний вариант неоклассицизма, в котором перемешались античность, XVIII век, влияние русского балета, а подчас даже примитивного искусства. Интерьеры ар деко производят впечатление суммы отдельных составляющих, группировки стильных элементов — мебели, тканей, стекла, керамики, металла. Из классики берутся каннелированные колонны, фестоны, корзинки, стилизованные фрукты и цветы, рельефы, представляющие классические или аллегорические сюжеты.

Очень характерна для ар деко чисто декоративная композиция из женских фигур с гипертрофированными мускулами. В создании художественного облика интерьеров этого стиля большую роль играл металл. Одним из лучших мастеров по металлу в то время был Эдгар Брандт.

Он сочетал кованое железо с бронзой, использовал широкий круг мотивов — стилизованные птицы, облака, лучи, фонтаны, букеты стилизованных цветов. Иногда ар деко до неразличимости сближается с современным стилем, особенно под влиянием кубизма, оказавшего значительное воздействие на оформление интерьеров. Справка “БОССа” В Европе, антикварный рынок которой, в отличие от российского, развивался без каких-либо крупных катаклизмов, общая музейная экспертиза старинной вещи специалистами очень дорогостоящая процедура. Как правило, она проводится по специальным заказам государственных музеев. Обычно подлинность антиквариата подтверждается его provenance (дословно происхождением вещи) и принадлежностью к какой-либо известной коллекции. Например, в аукционных каталогах указывается, что распродается такая-то коллекция, являющаяся собственностью такого-то господина. Предполагается, что покупатель осведомлен и о коллекции, и о ее владельце и что этой информации ему вполне достаточно, чтобы отбросить все сомнения в подлинности предлагаемой к продаже антикварной вещи. Самый старый антикварный рынок Европы — французский, чей возраст превышает четыре столетия. Здесь принято подразделять антиквариат в зависимости от его качества по четырем направлениям: la collection - коллекционный, le prestige antiquite' — высококачественный антиквариат, a ntiquite' — антиквариат и старое искусство и brocante' - предметы старого быта.

Периодизация на французском рынке проводится не по стилям, а по историческим эпохам. Наиболее любимый французами и престижный — стиль эпохи Людовика XIV (1643-1715 годы), или стиль французское барокко. Эпоха Людовика XV (1715-1774 годы) — рококо со стилистическими особенностями.

Эпоха Людовика XVI (1774— 1792 годы) - классицизм. Эпоха Наполеона I (1804-1815 годы) - утверждение стиля ампир. Более поздние стили XX века - ар деко и ар нуво (модерн). Главным информационным справочником для французских антикваров является еженедельный журнал La Gazette, который издается уже около 100 лет. В нем публикуются новости аукционных торгов, дается расписание предстоящих аукционов и описание наиболее любопытных лотов. Выпускает его ведущий аукционный дом Франции I'Hotel Drouot.


 

Кабельные системы Gewiss. Работать не на склад, а на покупателя. Искусство, покорившее века. Мебельщики взялись за модернизацию. Вода благоволила листья.

 

Главная ->  Отделка 



0.0019