Главная ->  Отделка 

 

Стольники и стульники'2001. Годовой торговый обзор рынка офисной мебели'2001


В прошлом году рост объемов рынка, по мнению большинства опрошенных операторов, составил 10-12%. Хотя были и другие оценки. Например, в отделе маркетинга одного из признанных лидеров этого рынка годовой рост оценивают в 4%, в другой крупной компании считают, что рынок вырос на 15%. Все эти оценки, естественно, очень субъективны и связаны, в первую очередь, с индивидуальными успехами каждой конкретной компании в прошлом году. Тем не менее в одном мебельщики единодушны — заметный рост на рынке был, есть и будет, по крайней мере, еще несколько лет. По мнению мебельщиков, в одних только бюджетных организациях накоплен задержанный спрос, достаточный для развития отрасли в течение нескольких лет. В первую очередь, рост рынка офисной мебели связан с общим развитием экономики и присутствием значительного скрытого неудовлетворенного спроса. Появляются новые фирмы, которым нужна мебель.

Фирмы-ветераны растут, ремонтируют свои офисы, переезжают в новые помещения — опять нужна мебель. По мнению мебельщиков, в одних только бюджетных организациях, уставших сидеть на разваливающейся “советской” мебели, накоплен задержанный спрос, достаточный для развития отрасли в течение нескольких лет. Кроме того, мебель, даже самая современная, обладает приятной (для производителя) способностью изнашиваться и морально устаревать.

ИМПОРТ И ЭКСПОРТ В прошедшем году на славу поработали экспортеры офисной мебели — по сравнению с 2000 годом объем экспорта вырос на 28,88% (см. табл.1). На 7,07% увеличился и объем официального импорта. Но если экспорт растет по всем учитываемым статистикой товарным группам, то импорт деревянной офисной мебели в 2001 году сократился, что, кстати, с завидным постоянством повторяется с 1998 года. Тем не менее деревянная мебель до сих пор составляет 55,63% общего учитываемого статистикой объема импорта офисной мебели. На долю офисных кресел приходится 16,47% объема импорта, соответственно, на металлическую мебель — 27,9%. Средняя цена импортируемой деревянной мебели — $54,7 за единицу, стульев и кресел — $54,25 за единицу.

Расхожее мнение о неизбежности вытеснения импорта диссонирует с прекрасным настроением большинства импортеров. Больше всего импортируется офисной мебели из Италии — 41,04% общего объема импорта (см. табл.2), далее со значительным отставанием следуют Франция и Литва — 8,74% и 8,64% соответственно. Всего в 2001 году офисная мебель импортировалась из 29 стран. На долю семи из них (24% общего количества) приходится почти 80% объема импорта — прекрасная иллюстрация принципа Парето (20% усилий обеспечивают 80% результата).

Основным потребителем украинской офисной мебели на международном рынке остается Россия — 89,19% общего объема экспорта, 96,28% экспорта офисных кресел, 94,11% экспорта деревянной мебели (см. табл.3). Здесь даже Парето был бы посрамлен, если учесть, что всего мебель вывозилась в 30 стран. В структуре экспорта на стулья и кресла приходится 59,12%, на металлическую мебель — 6,66%, на деревянную — 34,22%. Расхожее (и, возможно, вполне справедливое) мнение о неизбежности вытеснения импорта отечественным товаром несколько диссонирует с прекрасным настроением большинства импортеров — по крайней мере, на падение объемов продаж никто из них не жаловался. Наоборот, все отмечали рост, а у некоторых импортеров он значительно опережал темпы роста рынка в целом. Особенно хорошо себя чувствовали в прошлом году импортеры литовской мебели, поскольку благодаря особым торговым отношениям Украины и Литвы они избавлены от уплаты ввозной таможенной пошлины. В Украине моден мебельный “high tech”: детали из металла и стекла, акриловые пластики, перфорация. ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ Игорь КВАЧЕВ, коммерческий директор ООО “Альста” (г.Киев; торговец мебелью): — Рынок растет, и сейчас вполне можно построить бизнес “с нуля”, если, конечно, не жадничать и не накручивать цены. Нам самим кто-то занес года полтора назад в магазин стул: мол, попробуйте, вдруг получится продать.

А мы тогда торговали совсем другими вещами. Попробовали, получилось. Осмотрелись вокруг, видим — такие же стулья в дорогих салонах продают с наценкой в 70%. Мы решили, что нам хватит и 35%. Основной сегмент, на который мы ориентируемся, — такие же небольшие фирмы, как и наша, которым нужна мебель качественная, но подешевле. Алла МУКВИЧ, маркетинг-директор компании “Акрос” (г.Киев; производитель офисных кресел): — Крупные компании уже доросли до создания собственных дизайнерских студий и считают ниже своего достоинства просто “красть” модели друг у друга. Фирмы поменьше не брезгуют взять модель, “раскрученную” кем-то еще, и продавать ее как собственную разработку.

Причем, даже патентуя свои модели, мы часто не в состоянии их защитить от копирования — таков уровень патентования в нашем государстве. --- У нас так “украли” три модели кресел — “Графика”, “Ирис” и “Импульс”. Причем “Ирис” некоторые производители предлагают, даже не изменив названия. Нехорошо получилось и с моделью “Графика”. Мы вывели ее на рынок в позапрошлом году, в прошлом году потратили много сил и времени на ее “раскрутку”, а когда она получила достаточную известность и признание, ее попросту “украли” — на недавно закончившейся выставке ее уже предлагали другие производители. И, что самое обидное, просто в убогом исполнении. Юлия ПИВОВАРОВА, менеджер ДП “Набукас К” (г.Киев; торговый представитель в Украине компании Narbutas производитель ТМ “СНАЙТ”): Пять лет назад, когда мы начинали свою деятельность, таможенное законодательство было ориентировано на поддержку украинского производителя, т.е. отсутствовала ввозная пошлина и даже ввозной НДС на материалы, импортируемые для нужд собственного производства.

К сожалению, приходится констатировать, что с каждым годом правила игры становятся все жестче, ставки пошлин растут, а ситуация с возвратом НДС не улучшается. Тем не менее налицо завоевание украинского мебельного рынка отечественными производителями. Используя новейшие достижения западных компаний в области мебельных комплектующих, украинские производители в то же время лучше понимают своего покупателя. Игорь БЕРГЕЛЬСОН, член правления, главный экономист Беличской мебельной фабрики (ТМ “Р.К.С.”): Фирмы, которые пытаются бороться за покупателя, устанавливая демпинговые цены и делая большие скидки, просто не думают о завтрашнем дне. Это только кажется, что они играют против нас — они играют только против себя.

На самом деле, на нашем рынке еще никто не дошел до такого объема производства, чтобы позволить себе рентабельность на уровне 7-8%, как те же польские производители мебели. И при рентабельности в 12% для любой украинской фирмы в современных условиях было бы сложно обеспечить нормальное развитие. А ведь сейчас мало просто удержаться на рынке, поскольку завтра-послезавтра сюда могут прийти серьезные инвестиции с Запада, и, если мы не будем готовы к этому, то просто проиграем в конкурентной борьбе. Виталий ПАХАНОВ, начальник отдела продаж АОЗТ “Мебель Трейд” (г.Харьков; производитель офисной мебели ТМ “Евротех”): — Из всего многообразия мебели на украинском рынке, оперативная офисная мебель — технологически наиболее простой продукт. Как следствие, в результате повышения пошлин на импортную мебель многие отечественные компании сумели быстро наладить собственное производство и заполнить эту нишу. Несколько иная ситуация в другой ценовой группе офисной мебели — кабинеты директора стоимостью от 2000 у.е. за комплект.

Здесь импорт удерживает большую часть рынка, а отечественный производитель только начал освоение технологий, необходимых для создания такой продукции. К тому же в процессе продвижения на рынок отечественного товара этой ценовой группы необходимо побороть стереотип, сложившийся у покупателя, относительно заведомо лучшего качества импортной мебели. И тем не менее завоевание этого рынка украинскими фабриками — всего лишь дело времени. Дмитрий НЕСТЕРЕНКО, руководитель отдела продаж ЧП “Неопол Трейдинг” (г.Киев; производитель офисной мебели): — Если коротко охарактеризовать сегодняшний рынок мебели, можно отметить три его особенности: ужесточение конкурентной борьбы, появление новых технологий и рост образованности потребителей. Надо отметить, что покупатели стали намного более требовательны и к дизайну, и к качеству изделий. В этих условиях выживут только производители, умеющие быстро реагировать на изменение ситуации.

Понимая это, мы у себя в компании уделяем обеспечению собственной мобильности особое внимания. Что касается “пиратства”, то тема эта болезненна для любого серьезного производителя мебели. По-моему, “пиратство” изживет себя только тогда, когда потребитель будет ориентироваться на качество и марку мебели, а не на ее дешевизну. РЕКЛАМА Достаточно подробно о видах рекламы, относительных затратах на нее и распределении рекламного бюджета, имеющих место на рынке офисной мебели, рассказано в уже упоминавшемся нами базовом обзоре БИЗНЕСа. Рассмотрим лишь некоторые тенденции, проявившие себя в течение последних двух лет. Перспектива обеспечения дополнительной рентабельности “за имя? привлекает многих производителей. Во-первых, присутствует заметный “дрейф” от чисто информационной рекламы к имиджевой.

Все больше даже относительно некрупных производителей стремится к созданию и “раскрутке” собственных торговых марок или, по крайней мере, к повышению узнаваемости названия фирмы. В ситуации, когда качество — категория слабо пригодная для анализа и сравнения, а жесткая ценовая конкуренция чревата просто всеобщим снижением прибылей и потенциальным “провалом” рынка, очень привлекательной оказывается перспектива обеспечения себе дополнительной рентабельности “за имя”. Во-вторых, интереснее и креативнее стали рекламные кампании у владельцев “раскрученных” марок и “громких” рыночных имен. Пример, который у всех “на слуху”, — последняя рекламная кампания ДП “Меркс Мебель” со слоганом “Лидер всех форм мебели”. Вообще, мебельный рынок богат интересными рекламными идеями, часто не требующими значительных затрат на их реализацию. Например, несколько лет назад на одной из небольших киевских мебельных фирм поместили на обратной стороне визитки изображение симпатичного лупоглазого офисного стула, с улыбкой призывающего: “Купи меня!” А совсем недавно другая фирма заказала для своих сотрудников визитки в форме силуэта офисного дивана с соответствующим фоновым изображением. В-третьих, просто значительно выросли средства, затрачиваемые на рекламу.

Больше средств вкладывается в телевизионную рекламу, в рекламу в деловых изданиях. Одним из наиболее крупных “мебельных” рекламоносителей среди печатных изданий является БИЗНЕС. ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ За прошедший год государство не преподнесло производителям и продавцам офисной мебели никаких сюрпризов.

Ставка ввозной пошлины на бытовую мебель остается в размере 25%, на офисную мебель — 15%, на ламинированную бумагой ДСП — 15%. Эта ситуация, однако, недолго останется без изменений. В связи с планируемым принятием Украины в мебельную секцию ВТО к 2005 году ставки ввозных пошлин на мебель должны быть сведены к 0%. Еще не ясно, во сколько этапов и как резко будут снижаться ставки, но, определенное воздействие на рынок это процесс, безусловно, окажет. ПРОГНОЗ Ожидается дальнейший рост объемов рынка — примерно на 10% в год. Этот рост вполне еще достаточен для относительно безопасного появления новых операторов, что, скорее всего, и будет происходить в текущем году. Ожидающееся снижение (с дальнейшим “обнулением”) ставок ввозных таможенных пошлин, скорее всего, позволит импортерам дорогой мебели проникнуть и в среднюю ценовую группу. Кроме того, планируемое вступление Украины в мебельную секцию ВТО автоматически послужит приглашением к более активной работе на нашем рынке большого числа европейских компаний, чьи производственные, финансовые, управленческие и, увы, творческие ресурсы пока несоизмеримы с имеющимися у украинских производителей.

Так что говорить о полной победе отечественных производителей над импортерами несколько преждевременно.


 

IKEA: идеи, воплощенные в жизнь. Стольники и стульники'2001. Годовой торговый обзор рынка офисной мебели'2001. Большие возможности малого предпринимательства. Советы специалистов.. Балансировочный сервис - новая услуга на строительном рынке Украины.

 

Главная ->  Отделка 



0.002