Главная ->  Отделка 

 

Осмотрено, одобрено, куплено


Публичные продажи. Аукцион — мощный двигатель торговли. Понравится вам какая-нибудь вещь, которая спокойно стоит в галерее как в музейной экспозиции, — вы ее купите, не очень понравится — подождете. В ситуации аукциона, увидев, что за выбранную вами мейсонскую чашечку или французскую сковородку XIX века готовы побороться еще двое, желания активизируются. Даже фаянсовая белая лошадь с золотой гривой, изготовленная в 70-е годы на ЛФЗ, будучи выставлена на аукцион, может кого-то возбудить. Хозяйка загородного дома не будет долго рассуждать, купить ей листы из ботанического атласа XVII века, чтобы гравированными изображениями ягод и цветов украсить дачные стены, или не купить. Как только обнаружатся другие любители старинной ботаники, решение будет принято быстрее.

Конечно, синдром усиления желаний известен аукционистам, поэтому их цель — собрать максимальное количество людей, которые захотят одного и того же. С другой стороны, самому игроку надо о нем помнить и на торгах не поддаваться желанию во что бы то ни стало схватить то, что ускользает. Определите точно, какая вещь и за сколько вам нужна. Национальная забава Аукционы в Европе — часть повседневной жизни.

Каждый день или по крайней мере каждую неделю собирается народ, стучит молоток, вещи меняют хозяев. В крупных аукционных домах одновременно могут проходить несколько торгов. На площадях старых городов по выходным проводят «социальные аукционы». На них с молотка идет, например, целый дом со всей обстановкой, от постельного белья до фамильных портретов. Для европейца аукцион — это покупка вещей для дома, поиск подарков друзьям, просто развлечение в свободный день. Лидирует Англия, в которой антикварные аукционы давно стали национальным видом спорта. В Англии не менее 90 постоянно действующих аукционных предприятий. Расписание торгов на две недели занимает четыре полных газетных страницы.

Всего в Европе около сорока аукционных домов: кроме четырех старинных — Sotheby's, Christie's, Philips, а также австрийского дома Dorotheum — есть, например, ведущий бельгийский аукцион Antiques Auctions Beaux-Art Belgium (кстати, активно торгующий через Интернет), швейцарский Antiquorum Switzerland — один из основных аукционов по часам, с прекрасным предложением по ювелирным изделиям. Есть национальные аукционы вроде финского Bukowski Finland. Очень много аукционов в Германии. Сверху вниз, слева направо: светильник, литье, Западная Европа, ХХ век, старт - 2000 руб. Подставка для утюга, чугун , литье, Западная Европа, последняя четверть XIX века, старт - 1800 руб.

Конфетница, серебро, гравировка, золочение, Россия, начало XX века, старт - 4000 руб. Темы аукционов. Теоретически могут быть любыми. Бесконечные варианты предлагают крупные аукционные дома. От живописи импрессионистов до клюшек для гольфа и старых штопоров. На торги можно выставить что угодно, хоть пивные пробки.

Главное, чтобы тема была востребована несколькими собирателями — на одном клиенте торги не сделаешь. В Европе популярны недорогие торги по ювелирке к празднику святого Валентина или елочные украшения к Рождеству. В ходу любая географическая экзотика: африканская скульптура, шотландская акварель, китайский фарфор. Самые благодатные торги — недорогие дилерские аукционы. В Москве они проводятся уже лет десять. В чем их суть? На торг выставляются вещи от 10 рублей до 1500-2000 долларов.

Бабушка-пенсионерка купит здесь лампу или фаянсовый сервизик конаковской фабрики 1970-х годов, а коллекционер-любитель — чашечку поповского фарфора за 600 долларов. Хронологический диапазон широк: от икон XVI века до утюгов 80-х годов двадцатого. Попадаются великолепные интерьерные вещи: зеркала, старинная кухонная утварь, драпировки. Дилерские торги называют аукционом «быстрых» денег: на них можно быстрее всего продать предмет. А дилерам-участникам аукциона — на купленном предмете еще и заработать. Кто-то из них отреставрирует вещь и перепродаст ее, кто-то увезет в другой регион. В дилерских торгах участвуют владельцы антикварных магазинов, эксперты, профессиональные посредники.

В таких Торгах выгодно участвовать Простому покупателю. Ибо дилер никогда не даст максимальную цену за вещь. К тому же то, что представляет интерес для музеев и солидных коллекционеров — дорогие раритетные предметы, — на дилерские торги не попадает. Именно с дилерских торгов хорошо начинать собирать антиквариат. На предаукционные выставки ходить обязательно. Обычно аукционы идут в быстром темпе. Играющий должен на ходу принимать решение, быстро считать, поэтому интересоваться самой вещью уже некогда.

Для того чтобы участники аукциона могли присмотреться к вещам, и устраиваются предаукционные выставки. Одни проходят как светские вернисажи, с большим количеством приглашенных, на более скромных торгах все очень по-деловому. Но в любом случае консультанты расскажут про вещь все, что знают. На некоторые вещи есть полный провенанс, но на дешевых дилерских торгах указывают только название и период. На предаукционной выставке можно внимательно ознакомиться с экспертным заключением на вещь.

Кто выдал, что именно засвидетельствовал и т.д. Однако опасайтесь ловушек. Рассматривайте, изучайте вещь, но не влюбляйтесь в нее: вовсе не обязательно она станет вашей.

В некоторых аукционных ДО-мах есть плата за вход (и на выставку, и на сам торг). Таким образом отсекаются праздные зеваки. Посетив несколько аукционов и собрав каталоги или распечатки с описаниями и стартовыми ценами, любой человек в состоянии провести элементарный анализ, узнать порядок цен, спрос и предложение, Кроме того, на дилерские аукционы ходят профессионалы, люди, давно изучающие вещи. Общение с ними познавательно и интересно. Ключевые слова. Чтобы быстро сориентироваться в процедуре торгов, надо знать некоторые термины. Старт — цена, с которой аукционист начинает торг. Уход — цена, за которую вещь продается. Резервная цена — та, ниже которой аукционный дом вещь не предлагает.

Она формируется аукционистами по договоренности с владельцем вещи. Эстимейт — примерная оценка рыночной стоимости вещи, прогноз возможной цены. Стринг — раздел, тема аукциона. В рамках одних торгов могут быть заявлены мебельные, ювелирные стринги или, например, стринг современного искусства. Лот — название предмета, выставленного на аукцион под порядковым номером. Шаг — регулярная сумма или процент, на который каждый раз изменяется цена в ходе торгов.

Заочный бид — поручение на покупку: в том случае, если вы не можете присутствовать на торгах лично, направьте поручение аукционистам; они сделают все, чтобы купить эту вещь как можно дешевле, но в любом случае не превысят указанной вами суммы. Процедура Конечно, для российской публики аукцион — действо не совсем новое. В советские времена торги устраивались в художественных салонах. В салоне на Смоленской продавали живопись, на Октябрьской — декоративно-прикладное искусство, на Фрунзенской — старинную мебель.

В Москве и Петербурге до сих пор регулярно проходят книжные аукционы. С 1992 года дилерские и коллекционные торги проводит Аукционный дом «Гелос». Несколько удачных торгов состоялось в салоне «Антиквариат на Софийской». Как происходит торг?

Помимо привычной схемы: начать со стартовой цены и дойти до максимальной, есть две классические: голландская и английская. Голландская — торг на понижение. Выглядит это так. На какую-то вещь есть рыночная цена. Например, настольная лампа с зеленым абажуром (конец ХIХ-начало XX), так называемая «лампа Ильича», стоит примерно 8-9 тыс. рублей (резервная цена такой вещи — 5 тысяч). Аукционист начинает торг с цены, заведомо большей, например с 11 тысяч, и идет на понижение с шагом 500 рублей: 10 500,10 000, 9500, 9000 и т. д. Выигравшим торги считается тот, кто раньше всех поднял «лопатку», то есть у кого первого не выдержали нервы. Как только торг опустился до резерва, вещь снимается с аукциона. Суть таких торгов в чистой игре: вы не видите своих соперников. Надо угадать резерв и вовремя поднять лопатку.

Классическая английская схема — это обычные торги на повышение. Однако если торг не доходит до эстимейта, вещь снимается с аукциона. Например, эстимейт на золоченую рамку для фото — 450 долларов, торг начинается со 100, самый настойчивый клиент предлагает 430 — и тут вещь снимается с торгов.

Эстимейт не достигнут. Аукционный дом «Гелос» придумал свою схему, так называемый стринг повышенной продажи. Торг идет в две волны: сначала на понижение, но, дойдя до резерва, торг продолжается снова в обратную сторону — на повышение. Аукционные страсти: взгляд с двух сторон Сергей Короневский, эксперт Аукционного дома «Гелос»: «Дилерский аукцион — тяжелый бизнес. Прибыль невелика: мы принимаем практически любые вещи, в том числе совсем дешевые. Сильные страсти разгораются, когда происходит покупка под заказ. Двум дилерам нужна одна и та же вещь. Предсказать, как она уйдет, невозможно. После аукциона предметы разъезжаются по всей стране: в Петербург, в Самару, в Нижний.

Так же и попадают к нам — со всей России. То, что дешево там, может быть дорого здесь. И наоборот. Мебель стиля ампир в Петербурге дороже, чем в Москве.

А в Белоруссии пользуются спросом западноевропейские предметы из посеребренного металла конца XIX — начала XX века, которые у нас дешевле». Виктория Кручинина, декоратор, знаток антиквариата, активная участница местных и европейских аукционов: «Вещь в ходе торгов становится настолько желанной, что когда, наконец, приносишь ее домой, она радует несказанно. Будь то зеркало, старинная пепельница, цветочная ваза — неважно, у выигранной на торгах вещи особый «вкус». А как обидно упустить! Начинаешь понимать значимость самой игры, каждого ее момента. Вещь-то, может быть, раритетная, больше никогда не попадется. Конечно, в Европе антиквариата больше, старинные вещицы доступнее, возможно, интереснее.

Каждый европеец считает, что в доме должно быть что-то старинное. Это считается хорошим тоном. Независимо от возраста и социального статуса. Даже в студенческих лофтах, где сплошная Ikea, все-таки будет стоять дизайнерский стул 60-х годов или ободранная вешалка Thonet». Говорит эксперт Алексей Зайцев, директор салона "Антиквариат на Софийской" Высокие цены на аукционах — миф.

Конечно, все аукционисты хотят добиться максимальной цены для предмета. Однако сделать это можно только в том случае, если в торг за вещь вступят несколько решительно настроенных клиентов. Но! Во-первых, на аукционе выставляют не пять вещей и не десять.

Как правило, не менее 70-80, а в основном за сотню. Шанс, что на все эти вещи придут по пять азартных покупателей и все они будут торговаться, невелик. Как правило, жесткие торги в коллекции из ста вещей пройдут максимум на пять.

Во-вторых, люди по-разному смотрят на мир и по-разному видят искусство. Та вещь, которая нравится вам, не обязательно так же сильно понравится еще четверым. Может повезти, вы окажетесь единственным претендентом и купите вещь со старта. Стартовые цены всегда — minimum minimorum. Когда режиссируются торги, цены и порядок следования лотов, вещи и цены должны выглядеть более привлекательными, чем в галереях. Аукцион — барометр рынка. Он котирует, показывает, что растет в цене, а что осталось на месте. Именно результаты торгов позволяют реально сориентироваться в ценах.

Антиквар может оценить вещь во сколько угодно, а на самом деле она стоит столько, сколько за нее заплатят. Непрофессионалы рассматривают аукцион или как казино, или как биржу. В казино игрок приходит с намерением потратить определенную сумму.

Если повезет, то выиграть, но главным образом развлечься. На бирже человек хочет при помощи осмысленных действий немного заработать, вложить деньги с толком. На торгах «игрок» и «биржевик» ведут себя по-разному.

Интрига аукциона возникает из взаимодействия обоих типов. Конечно, аукцион еще не вошел в российский быт, не стал привычным, как за рубежом. Но произведения искусства в быту перестали быть чем-то вроде лунного грунта, и очень многие наши соотечественники участвуют в западных аукционах.


 

В спину с Европой. Осмотрено, одобрено, куплено. Ценовые войны стихают. Стартуют сервисные. Детский стул. Быстровозводимые здания из стали и "сэндвич" - панелей.

 

Главная ->  Отделка 



0.002