Главная ->  Водоканал 

 

Ровесник века


Петр Волконский родился в 1901 году, вместе с XX столетием, которое перевернуло многовековую историю знаменитого рода, разметав его потомков по миру. Князь Петр осел в Бретани, на Кот-д'Армор. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого», - обещала безутешной матери Аня Раневская из чеховского «Вишневого сада»; князь Волконский ничего никому не обещал, но разбитый им парк мало чем уступает великолепным садам в родовых усадьбах его предков. С раннего детства, следуя традициям русской аристократии, князь Петр Волконский путешествовал по Европе в сопровождении английской гувернантки и французской бонны и европейскими языками владел лучше, чем родным.

Отец его всерьез занимался биологией, причем не только в теории, но и на практике - выращивал виноград в своем украинском поместье и был большим знатоком лошадей; мать увлекалась живописью, дружила с архитекторами и художниками. Соответственно, и мальчик изучал ботанику со специально нанятым преподавателем, а искусство входило в его жизнь естественно, как окружающий воздух. В памяти молодого князя остались летние месяцы в России - долгие конные прогулки, купания в реке среди сосен и берез, охота на кузнечиков и бабочек. А потом, после начала Первой мировой войны, -жизнь семьи в Одессе, где улицы утопали в цветущих акациях, где был свой маленький садик и не слишком прилежная учеба в лицее Ришелье. С годами эти воспоминания утратили реальность и стали похожи на услышанную когда-то сказку. И все-таки именно в детстве определились две главные страсти его жизни - живопись и садоводство. В течение тридцати лет Волконский успешно совмещал их, рисуя пейзажи; он окончил Школу изящных искусств в Париже, куда его семья переехала после революции, но настоящим его учителем и наставником была мать, сопровождавшая молодого человека в поездках. Сюжеты его акварелей были навеяны французским югом: скрученные стволы олив, фантастический свет ван-гоговского и сезанновского Прованса, мягкие линии холмов, прерываемые лишь вертикалями кипарисов.

Строгая и элегантная палитра, характеризующаяся гармонией коричневых и синих, желтых и охристых оттенков, позднее найдет свое воплощение - забежим немного вперед - и в концепции созданного им сада. В Париже семья Волконских обосновалась в доме на холме Сен-Клу. На террасе, конечно же, был разбит небольшой садик, гордость и украшение которого составляла редкая коллекция ирисов, пионов и дельфиниумов, составленная во многом благодаря друзьям семьи - самому знаменитому садоводу своего времени Роже Вильморану и неподражаемому Шарлю де Ноайю. Эстет и коллекционер, Шарль был членом комиссии Лувра по приобретению предметов интерьера XVIII века, а кроме того - тонким знатоком архитектуры и садово-паркового искусства. Именно по его протекции в конце 50-х годов Петр Волконский был принят в Международное дендрологическое общество, что позволило ему посещать красивейшие сады Европы и, что особенно важно, общаться с другими членами этой организации, многие из которых были всемирно известными учеными.

Любимым цветам Петра Волконского - рододендронам и камелиям - известняковая почва Сен-Клу была противопоказана, и князь занялся поисками места, где земля обладала бы высоким уровнем кислотности. Такое место нашлось в Кердало, расположенном на Кот-д'Армор - северном побережье Бретани. Благодаря влиянию Гольфстрима климат здесь мягкий даже зимой, что создает прекрасные условия для выращивания цветов, в том числе и экзотических.

Обширные луга, раскинувшиеся вокруг скромной фермы, обилие воды и особый состав почвы, идеальный для создания сада, полностью устраивали князя. 1965 год стал датой закладки знаменитого парка Кердало, созданного по большей части под влиянием итальянского стиля. Волконский говорил: «Многое поразило меня в садах Италии, и прежде всего их видимая беспорядочность.

Гамма используемых растений небогата. Оливы и дубы здесь никогда не сажают на французский, жестко регламентированный манер, а, напротив, с легкой небрежностью, как если бы итальянцы вернули природе часть ее законных прав. Затем - значение вертикальных линий, прежде всего кипарисов. Я использовал их в Кердало, чтобы разбить горизонтальное растительное буйство, посадив несколько деревьев в центр каждой группы аллей.

И, далее, неизменное присутствие камня и архитектурных форм, составляющих с растениями единое целое». Посещая жемчужины итальянского садово-паркового искусства - сад Боболи во Флоренции, Бомарцо в Лацио, «Сад чудовищ» неподалеку от озера Альбано, Нинфу в провинции Латина, - Волконский зарисовывал все, что привлекало его внимание. Потом эти наброски очень пригодились, когда он создавал для своего парка гроты и беседки, населял его красочными фигурами наяд, тритонов и мифических персонажей. «Это яркое царство он создавал, вдохновленный беззаботным весельем близлежащих пляжей», - с улыбкой вспоминает Изабель Воган, дочь Петра Волконского, наследница и хранительница его сада. Купив поместье, князь не только разбил парк, но и перестроил дом -теперь он был похож не на ферму, а скорее на укрепленный замок, благодаря оригинальным деталям, найденным в разных уголках Бретани, и отделочным материалам, таким как черепица местного обжига. Первая терраса, оформленная в виде внутреннего дворика, окруженного портиками и выложенного морским камнем, переходит в следующую, пониже.

Здесь располагается «Сад четырех квадратов», образованный цветовыми контрастами шалфея, молочая, сантолины и аквилегии. Две маленькие беседки в итальянском духе, утопающие в климатисах и глициниях, украшены уникальными мозаиками из морских раковин. Одна из этих мозаик была выполнена Николь де Форе, талантливой художницей и подругой Волконского. Если пространство, окружающее дом, князь счел нужным довольно жестко привязать к архитектурным канонам, то по мере удаления от замка все отчетливее ощущаешь возвращение к природе. На невысоком холме, среди хвойных деревьев, буйно разрослись желтые азалии. Под кронами мощных буков и каштанов, в наиболее дикой части сада, берет свое начало ущелье с чередой ручьев и водопадов, водоемов и запруд, прудов и каналов - все это водное царство наполняет парк неумолчным плеском. Танец воды завораживает взгляд. По берегам ручьев и водоемов растут изысканные желтые и кремовые рододендроны (с них-то, как мы помним, все и начиналось), нежные примулы, водяные ирисы, гуннера с огромными, с четким рисунком листьями. Волконский вообще предпочитал растения с такими вот крупными декоративными листьями, которые украшают сад в течение всего года, а не только в период цветения, и смешивал разные их формы и цветовые оттенки.

Хотя общий стиль сада Кердало, безусловно, итальянский, находящаяся совсем неподалеку - рукой подать через пролив - Англия сыграла в его создании не меньшую роль. Именно на берегах туманного Альбиона князь закупил большую часть растений: азалии, камелии и в первую очередь свои любимые рододендроны, из которых вывел потом огромное количество гибридов нежнейших розовых, желтых и оранжевых тонов. Профессиональный художник, наделенный тонким чувством цвета, он создавал необыкновенные цветовые эффекты, и его парк совершенно преображался с приходом каждого нового времени года. Изабель, которая унаследовала от отца не только любовь к садоводству, но и аристократическую красоту и безукоризненные манеры, продолжила его дело. Получив образование в Англии и пройдя стажировку в самых знаменитых садах, поработав с признанными специалистами, среди которых был известный мастер садово-паркового искусства Хиллиер ди Винчестер, она вернулась в Бретань, чтобы работать вместе с отцом. В Англии Изабель познакомилась и с будущим мужем, ландшафтным архитектором Тимоти Воганом, который последовал за ней в Кердало. После кончины князя Волконского (он прожил почти столетие и скончался в 1997 году) Изабель и Тимоти полностью посвятили себя этому парку - такому сложному, что для сохранения его истинного духа, согласно замыслу его создателя, им «необходимо постоянно меняться и развиваться самим». Сейчас Изабель Воган проводит в Кердало целые дни.

Живет она, правда, не в замке, а в современном доме неподалеку, у самого моря. Там они с Тимоти создали другой сад, не менее оригинальный. Но это уже совсем другая история...


 

Теплолюкс. Утепляемся на зиму.

Сочетая конвекцию с излучением.
Теплый пол - не роскошь, а афродизиак. Материалы Ceresit для герметизации и теплоизоляции стыков и примыканий строительных конструкций. Конвектор: тепло, недорого, надежно и быстро.

 

Главная ->  Водоканал 



0.0018