Главная ->  Водоканал 

 

Архиважные конкурсы


Администрация Екатеринбурга и частные заказчики пытаются создать иллюзию здоровой конкуренции на «архитектурном рынке». По образцу европейских стран в городе и области проводят архитектурные конкурсы на конкретные заказы. Только развитие идет, похоже, экстенсивным путем: количество конкурсов пусть медленно, но увеличивается, а вот их качество оставляет желать лучшего. Маловато будет Первый всплеск архитектурных конкурсов в Екатеринбурге пришелся на 1991-1994 гг. Потом наступило временное затишье – вплоть до недавнего времени. Зато за последние три года состоялось не менее 24 всевозможных конкурсов. Все подобные мероприятия можно разбить на два вида. Во-первых, конкурсы, цель которых продемонстрировать последние достижения в архитектуре и дизайне, выявить новые перспективные имена.

Результатом здесь становится получение не конкретного заказа, а известности и признания в архитектурных кругах. В основном это смотры лучших архитектурных и дизайнерских работ молодых архитекторов и студентов, проводимые организациями Союза архитекторов России. Такие же конкурсы с рекламными намерениями устраивают и коммерческие организации – мебельные салоны, журналы (конкурсы «Интерьер возможностей», «Евразийская премия», «Выбор «Татлина»). По мнению Александра Старикова, ректора Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УГАХА), это скорее акции поощрительного плана, соревнования в профессиональном мастерстве.

Иногда победители смотров получают интересную работу, но случается это крайне редко. В проведении таких смотров специалисты видят массу плюсов. Александр Барабанов, профессор УГАХА, архитектор: Я активно занимаюсь конкурсным проектированием в академии с 1982 г., и мне удалось «воспитать» более 60 лауреатов международных, всероссийских и региональных конкурсов. Я могу со всей ответственностью сказать, что соревноваться в мастерстве нужно. Архитектура и дизайн – это не только ремесло, в большей степени это искусство. Даже студент средних способностей на глазах вырастает, когда перед ним есть стимул, когда он понимает, что может победить. Соревнуясь, участники самосовершенствуются, находят новые, неожиданные решения.

Ошибки и нарушения в организации смотров мастерства могут обидеть участников, но, по большому счету, никак не скажутся на жизни остальных горожан. Зато второй тип конкурсов – на конкретный заказ – влияет непосредственно на облик города. Их заказчиками и организаторами выступают как городская администрация или областные структуры, так и частные компании. Соревнования могут быть открытыми, когда к участию приглашаются все желающие, и закрытыми – в этом случае претендентов выбирает сам заказчик, а работа архитекторов обычно оплачивается независимо от результата. Пока количество подобных «архитектурных тендеров» в Екатеринбурге не идет ни в какое сравнение с европейской практикой. Эдуард Кубенский, руководитель персональной архитектурной мастерской: По моим данным, за последнее десятилетие в одном только Берлине закрытых конкурсов на получение заказов прошло 200. А во Франции вообще проходит около 2000 закрытых конкурсов ежегодно. Там не существует другого принципа получения заказов. По оценке Сергея Луканина, главного архитектора Екатеринбурга, у нас проводится до 10 конкурсов в год.

Однако сами архитекторы говорят, что творческую деятельность в последние годы всколыхнули лишь два – национальный конкурс «Екатеринбург-сити» (на застройку квартала в рарйоне улиц 9 Января – 8 Марта – Челюскинцев) и «Европа – Азия» – культурно-туристический центр на 17-м км Московского тракта. Об остальных многие либо не знали, либо не принимали активного участия. К тому же громким словом «конкурс» у нас часто называют и обычные закрытые тендеры, проводимые среди строительных компаний, когда представленные проекты оценивает Градостроительный совет. В то время как жюри архитектурного конкурса должно на две трети формироваться из членов Союза архитекторов (СА) и лишь на одну треть – из представителей заказчика. В Свердловском отделении СА говорят об информационном голоде. Владимир Холмецкий, председатель правления Свердловской организации Союза архитекторов России: Пока только обещают, что СА будет в большей степени привлечен к работе Градостроительного совета, к общественному обсуждению тех или иных значимых объектов. Информации о застройке, которая проводится в городе, вообще крайне мало.

Недавно мы были очень возмущены высотным административным зданием на ул. Красноармейской, хотя совет пропустил проект. Даже обсуждение генерального плана развития Екатеринбурга прошло как-то смазано. Об этом надо больше писать, доносить до жителей города.

Общественное обсуждение необходимо любым крупным конкурсам. Эдуард Кубенский: Работы участников «Екатеринбург-сити», конечно, были выставлены в музее архитектуры. Но кто об этом знал? Непонятно даже, кому был нужен конкурс – администрации, инвесторам, горожанам?

Вроде как провели, пусть никто об этом и не знает, но отчеты писать можно. Специалисты говорят, что достойная идея, которая украсит город, может родиться только в результате конкурса. Сейчас в большинстве случаев заказчик сам выбирает проектировщиков, архитекторов и выносит готовый проект на согласование. Александр Стариков: Неконкурсная система приводит, как правило, к случайным постройкам. Когда выбора нет, в Градостроительном совете проходит любой проект, выполненный без явных профессиональных отклонений. Я считаю, все крупные объекты должны строиться на конкурсной основе.

В Екатеринбурге такой системы не сложилось, и это очень печально. Отношение администрации к идее проведения конкурсов, на мой взгляд, какое-то индифферентное. А ведь такие мероприятия позволяют стимулировать творческую деятельность, способствуют появлению в городе интересных зданий, комплексов.

Здания, построенные по конкурсу, можно пересчитать по пальцам. Самые известные из них – Храм на Крови, Дворец игровых видов спорта «Уралочка» (причем не все согласны с тем, что это был именно архитектурный конкурс), памятник Татищеву и Де Генину, памятник декабристам. Организации большего числа конкурсов мешает, в частности, недостаток средств.

Мероприятия, проводимые администрацией, финансируются из городского бюджета. Самым затратным был, пожалуй, национальный конкурс «Екатеринбург-сити» – на награждение победителей выделили 500 тыс. руб. Чтобы провести международный конкурс, расходы необходимо увеличить многократно. Эдуард Кубенский: Члены международного жюри получают примерно 700 долларов в день.

Бюджет, например, конкурса на проект нового здания Государственного академического Мариинского театра составил почти 40 млн руб. Вне зависимости от результатов конкурса все его участники получили гонорар в размере $30 тыс. Конечно, региональные состязания обойдутся дешевле. Призовой фонд конкурса на культурно-туристический комплекс «Европа – Азия» составляет 80 тыс. руб. Александр Стариков: Расходы на проведение конкурса ни в коей мере не сравнимы со стоимостью всего объекта, к тому же строим-то на века. Здание через день не уберешь, оно будет глаза мозолить столетия.

Последствия такой экономии – гораздо более крупные потери. Приходится сносить объект, заново строить. Сэкономили копейку, а потеряли миллионы. Архитекторы считают, что администрация вполне может стимулировать частных заказчиков проводить конкурсы на собственные средства. Александр Стариков: Нужно воспитывать вкусы заказчика и высоко держать планку архитектуры и дизайна своего города. Это дело администрации. Почему тендеры на земельные участки есть, а конкурса проектов их застройки нет?

Противоречие. Как вариант, можно не давать разрешения на строительство, пока заказчик не предложит достойного проекта. Архитекторы даже сами готовы платить за участие в конкурсах, если заказ, на который претендует победитель, достаточно привлекателен. Это довольно распространенная в мире практика. Владимир Холмецкий: Чтобы участвовать, например, в конкурсе на застройку центра Токио, необходимо внести $300. Победа без гарантий Конкурсная система должна открыть дорогу к большим заказам молодым архитекторам. Найти работу просто по знакомству новым мастерским сложно.

Эдуард Кубенский: Заказы должны получать по принципу талантливости. Если ты можешь предложить уникальное решение для конкретного места и независимое жюри оценит его как лучшее – стаж и возраст значения не имеют. Следовательно, у тебя развивается бизнес, а количество заказов перерастает в качество. Впрочем, архитекторы – и молодые, и опытные – не очень активно участвуют в смотрах и тендерах. Кто-то ссылается на отсутствие свободного времени, загруженность работой, а кто и прямо говорит о низком качестве этих мероприятий. Больше всего нареканий вызывают конкурсы, проводимые администрациями города и области. Евгений Трубицков, директор проектной фирмы «Востокпроект»: В профессиональной среде интерес к конкурсам невелик.

Я и сам ими не особо интересуюсь, так как есть определенный опыт участия. В конкурсе ведь два стимула – или получение заказа, или денежное вознаграждение. Ни то ни другое не гарантировано, даже если ты победишь. Более того, жюри может вообще никому не присудить первую премию, хотя, согласно законодательству, так поступают только если количество проектов-участников не превосходит число учрежденных премий. Александр Стариков: Я бы назвал такое отношение провинциальным. Если нет проекта, который бы удовлетворял самым высоким требованиям, – проводите второй тур, расширяйте границы. Недавний пример – строительство Храма на Крови. Конкурс, проведенный еще в 1992 г., завершился присуждением двух вторых и трех третьих премий.

Преимущество по очкам и приз зрительских симпатий получил коллектив под руководством Александра Долгова. Вадим Опарин, архитектор, доцент УГАХА: Были письменные отзывы губернатора и мэра о том, что именно этот проект они и поддерживают. Но потом внезапно решили провести второй тур, причем юридически неправильно его организовали. Выбрали работу молодого архитектора из Кургана Константина Ефремова. Но строился храм по проекту Виктора Морозова, выполненному в соавторстве с главным архитектором области Григорием Мазаевым. Чиновники мотивировали свои действия тем, что с Ефремовым трудно найти общий язык. По наблюдениям специалистов, конкурсы часто выигрывают далеко не лучшие, зато хорошо пролоббированные проекты. Вадим Опарин: Культурная общественность крайне отрицательно оценила результаты конкурса «Екатеринбург-сити». Победил совсем не лучший проект, авторы которого имели непосредственное отношение к администрации.

Как рассказал Эдуард Кубенский, он тоже планировал принять участие в конкурсе, но, прочитав положение о его проведении, отказался. В итоге очень хорошо профинансированное состязание собрало лишь семь участников. Правда, Сергей Луканин, мнение обиженных конкурсом не разделяет: В составе жюри было всего два представителя Главархитектуры. И оба, кстати, проголосовали против проекта-победителя. Были авторитетные архитекторы не только из Екатеринбурга, но и из Москвы, Санкт-Петербурга. Свой голос выигравшему проекту отдал бывший главный архитектор Москвы Вавакин, может, под влиянием его выступления некоторые отдали свои голоса – не знаю. В любом случае, победители продолжать работу отказались. Уже два года проектированием занимается группа архитекторов, занявших второе место.

Сегодня они дошли до принятия эскизного решения. Следующая стадия – поиск инвесторов. Впрочем, не только в Екатеринбурге члены жюри и оргкомитета выставляют свои работы на конкурс: главный приз фестиваля «Зодчество-2003» за создание Московского международного дома музыки получил коллектив под руководством председателя жюри, президента Союза архитекторов России Юрия Гнедовского. К тому же в жюри екатеринбургских конкурсов обычно входят и мэр, и его заместители. Эдуард Кубенский: В любом положении написано, что жюри не должно быть взаимоподчиненным. Ну как замы могут противоречить главе города? А практикующие архитекторы главному архитектору города, с которым они свои проекты согласовывают? Правильные мысли Независимые архитекторы полагают, что гораздо интереснее выглядят конкурсы, проводимые частными заказчиками. Вадим Опарин: Они заведомо более объективны.

Нет проекта, победа которого определена заранее. К тому же такие конкурсы обычно бывают закрытыми и оплачиваемыми. Даже если строительство в итоге не начнется, можно, по крайней мере, покрыть затраты на разработку эскиза.

Хотя и здесь не обходится без недоразумений. Заказчики могут, к примеру, не объявив о конкурсе, обратиться с одним и тем же заданием в несколько фирм. Алексей Сидоров, директор ООО «Арта»: Часто после выполнения работы узнаешь, что ты выиграл конкурс. Просто у нас нет культуры их проведения. Порой организаторы просто приватизируют итоги конкурса – либо объявляют мероприятие не состоявшимся, либо не присуждают первую премию, а материалами, тем не менее, распоряжаются. У нас был неприятный опыт, когда мы выиграли конкурс на проект мебельного центра на Ботанике, а потом организаторы стали менять условия – пришлось расторгнуть договор. Избежать недоразумений и взаимных претензий можно, если принять единые правила проведения конкурсов.

Постановление по конкурсному проектированию действует, например, в Москве. Оно прописывает типы конкурсов, порядок их проведения, определяет, какие цели они должны преследовать, как составляется независимое жюри, как соблюдается анонимность и конфиденциальность, распределяются премии. Эдуард Кубенский: Пока что положение Московского СА – лучшее из всех, что я смотрел.

Здесь прописаны условия, которые в Екатеринбурге постоянно нарушаются. В условиях конкурса организаторы могут просто не указать, кто является заказчиком, ошибиться в сроках проведения, забыть во время уведомить участников и т. п. Как сообщил Сергей Луканин, в Екатеринбурге опираются на утвержденное Госстроем России и Союзом архитекторов РФ Положение о проведении конкурсов. Но этого, по мнению участников состязаний, недостаточно. Условия каждый раз пишутся с нуля, в них много неточностей. Например, в положении о проведении конкурса на комплекс «Европа – Азия» не сказано, что победитель вправе претендовать на дальнейшую реализацию проекта. Борис Долинго, заместитель директора МУ «Столица Урала»: Конечно, «Европа-Азия» – конкурс на заказ.

В постановлении это лишь подразумевается и напрямую не прописано. Я согласен, что такую неточность лучше устранить. Вот как раз сейчас готовим конкурс по малым архитектурным формам, и та же проблема возникает – надо заранее прописать, что победитель получает заказ. Как вариант, считают в «Столице Урала», можно вообще разработать единый шаблон положений о конкурсах, согласовать его с СА. Чтобы впредь не было разногласий, советуют специалисты, стоит определиться и с принципом, по которому объекты будут выноситься на конкурс – в зависимости от бюджета проекта, по территориальному принципу или, допустим, в зависимости от формы собственности.

Если во Франции практически все здания строят по конкурсу, то в США такая практика распространяется только на отдельные уникальные проекты. В остальных случаях просто проходят тендеры на застройщика. Алексей Сидоров: Я считаю, что постоянно участвовать в конкурсах утомительно. Должна быть и другая практика, когда заказчик сам выбирает фирму – архитектурную или планировочную – имея в виду ее наработки, опыт, репутацию.

Ведь работа над проектом не определяется только оригинальностью идеи и эскизным проектом. Есть огромный объем работ по рабочему проектированию. А это связано со сроками, с финансированием, с пунктуальностью и обязательностью проектной фирмы. Какой системы будет придерживаться Екатеринбург – еще не ясно. А пока из-за отсутствия четко регламентированных правил проведения конкурсов сильно страдает городская застройка.

Александр Стариков: Строятся малоценные с архитектурной точки зрения здания. Практически все объекты – серые. Новые постройки традиционны. И это особенно удручает, потому что Екатеринбург по стратегическому плану метит в третью столицу России. Если город хочет получить столичный облик, то надо быть весьма требовательными к новым зданиям, особенно в центре, уверены архитекторы. Этот район формирует образ города, выразительность, своеобразие.

Нужны объекты, смотреть на которые будут съезжаться туристы и специалисты из других городов, как, скажем, новое здание мэрии в Лондоне или Потсдамер-плац в Берлине.


 

Поправка на интерьер. Новый интерьер за 5 минут (часть первая). Роспись стен. Пить хочется. Повелители интерьеров.

 

Главная ->  Водоканал 



0.003