Главная ->  Монтаж 

 

Покрытия из натуральной древесины


"Приходит древний человек к знахарю и просит полечить его, а тот пошептал-пошептал, дал ему травку, мол, попей и все пройдет. Приходит средневековый человек к лекарю с той же просьбой, тот пустил ему кровь, и как бы вылечил. Приходит к врачу человек недалекого прошлого, ну, к примеру, конца XX века, ему сразу лекарств, химии всякой навыписывали, непонятно помогло оно ему или нет, но суть не в этом. Приходит полечиться человек с обозримого будущего, а ему в ответ: "попей травку, и все пройдет"... Философско-медицинский юмор С похожей закономерностью изменяются многие вещи, окружающие человека, и одежда, и мебель и покрытия для пола. В конце XX века человек, уверовав в силу научно-технического прогресса, создает великое множество новых синтетических материалов, якобы заменяющих уже привычные натуральные. Вроде бы хорошо, дешево и сердито.

Но не все так просто, с приходом новых материалов, появились и новые, вызванные ими проблемы, к примеру, одни полы не подходят астматикам, а другие — вообще выделяют канцерогенные вещества. Поэтому взгляды людей опять устремились к старому — доброму натуральному. И это не дань моде, ибо, человеческий ум при всей его изощренности и дерзости не может придумать ничего более совершенного, чем то, что уже придумала сама Природа. И одним из ее прекрасных детищ является древесина. Применяя ее в отделке дома, мы как бы переносимся в мир, где нет экологических катастроф и прочих с этим связанных проблем. Общие сведения. Нельзя сказать, что технический прогресс не коснулся напольных покрытий из натуральной древесины. И нужно отдать должное, что потребители от этого только выиграли: и материалы стали доступнее, и качество их значительно улучшилось.

Сегодня отечественный потребитель может выбирать следующие из напольных покрытий: - штучный паркет; - художественный паркет; - многослойную паркетную доску; - доски из массива древесины. Это основные виды паркетной продукции, представленной на нашем рынке, которым будет посвящен данный раздел. Характеристика и эстетические свойства паркетной продукции определяются породой, качеством и сортом древесины, из которой она изготавливается.

Итак, паркет в Украине делают в основном из дуба (примерно 70% от общей массы пород). Дуб неприхотлив в эксплуатации: это одна из немногих европейских пород, имеющая незначительный коэффициент объемного расширения. Кроме того, так исторически сложилось, что дуб в наших краях распространен практически повсеместно, а по мнению специалистов, климат у нас наиболее благоприятный для удачного применения свойств данной породы. Представлен паркет из бука и ясеня. Это достаточно твердые породы, имеющие красивую текстуру, однако, в силу своей высокой гигроскопичности, требуют более тщательного подхода к процессу сушки, представляющему собой дорогой процесс. Но даже в рамках одной породы свойства древесины могут различаться. Все зависит от района произрастания, наличия солей в почве, особенностей климата и многого другого.

Недаром "хитрые" немецкие производители паркета стараются использовать древесину только из культивируемых лесов, и это не только реверанс в сторону экологии (хотя этот фактор становится все более актуальным). Таким подходом достигается стабильность свойств породы, а это немаловажно (между прочим, стабильность является основным признаком brand - класса). Представлены на рынке и экзотические тропические породы, будоражащие воображение яркостью и необычностью цветовой палитры. Наиболее часто встречающиеся экзотические гости: мербау, кемпас и тик. Цвет мербау теплый - от светло-коричневого, до шоколадного, иногда с золотистыми прожилками. Кемпас обладает необычайно ярким цветом -от золотисто-янтарного до темно-апельсинового. Именно этой породе больше всего подходит понятие "красное дерево". Необычная мраморная текстура тика нашла своих поклонников в лице любителей авангардных интерьеров. К тому же, древесина тропических экзотов, кроме разнообразных интересных расцветок, обладает повышенной твердостью, незначительной тангенциально-радиальной усадкой и еще, благодаря высокому содержанию смол, - биостойкостью.

Она практически не подвержена плесени, гниению и насыщению влагой (табл. 1.1). Известны примеры использования древесины тропических пород непосредственно на открытом воздухе и даже для отделки яхт, пирсов, мостов. Следует заметить, что паркетные полы, выполненные из одной и той же породы, порой выглядят совершенно по-разному. Определяющее влияние на внешний вид и структуру паркетной планки оказывает распил древесины. Для паркетной фризы он представлен тремя типами: тангенциальный, радиальный и смешанный. Если на поверхности паркета видны разводы и овалы от годовых колец, значит перед Вами тангенциальный паркет. Тангенциальный распил приходится на хорды бревна, а годовые кольца сориентированы под углом к лицевой поверхности, создавая таким образом причудливые узоры. Радиальный паркет делают из фризы, спил которой проходит через центр окружности бревна.

В радиальном паркете годовые кольца расположены перпендикулярно лицевой поверхности, а все волокна - продольно, поэтому такой паркет выглядит более гладким и однородным. Таблица 1.1. Физико-механические характеристики некоторых тропических пород и дуба черешчатого (по материалам фирмы «Ласерта») Древесина Удельный вес при 12 % MC кг/м 3 Тангенциальная усадка, % Радиальная усадка, % Дуб 670-690 10,5 5,6 Балау 977 3,1 1,5 Гуатамбу 820 9,6 5,5 Джатоба 955 7,1 3,8 Ипе 1050 6,5 5,2 Ироко 660 5,5 3,5 Керуинг 650-920 3,3 1,6 Масарандуба 1000 9,4 7,1 Падук 770 5,3 3,2 Пунак 650-800 4,5 3,2 Семинай 820-1105 4,0 2,8 Танах-Танах 880 2,4 2,8 Татаджуба 795 5,2 3,7 Тауари 650 7,0 4,5 Тик 620-750 5,8 2,5 Улин 835 4,5 2,0 Функционально радиальный паркет прочнее тангенциального, и коэффициент тангенциально-радиальной усадки у него, как правило, меньше, но и стоит он несколько дороже, так как выход при таком распиле не превышает 8-11 % от общего объема. Данная классификация справедлива для паркета из дуба и большинства местных пород, в то время как многие, особенно экзотические, породы могут иметь другое строение древесины, поэтому определить, какой перед вами паркет, будет довольно затруднительно. На практике покрытия отбирают по цвету, т.е. по его однородности, используя стандартную или внутрифирменную систему классификации (см. подразд.1.2). В любом случае качество лицевого слоя паркетной продукции должно соответствовать следующим параметрам [1]: - Сучки сросшиеся здоровые: сучки размером до 5 мм не учитываются, а размером более 5 мм допускаются на нелицевой пласти и на кромках при условии залегания не ближе 5 мм от лицевой пласти. - Грибные окраски (синева, цветные заболонные пятна): на лицевой пласти не допускаются. - Химические окраски, пятнистость: на лицевой пласти не допускаются, на нелицевой пласти допускаются без ограничений. - Несквозные трещины допускаются на нелицевой пласти шириной до 0,3 мм; на лицевой пласти, в пазах и гребне трещины не допускаются. - Наклон волокон (косослой): отклонение волокон от прямого направления не должно превышать в изделиях из лиственных пород 5%, из хвойных пород - 3%. - Сердцевина и двойная сердцевина: на лицевой пласти не допускаются, на нелицевой пласти допускаются здоровые, без отлупных трещин, глубиной не более 1/3 толщины планки.

При оценке эстетических качеств паркета нужно иметь в виду, что древесина - это, прежде всего, природный материал. На цветовые и текстурные ее характеристики оказывает влияние большое количество не контролируемых человеком природных факторов. Поэтому вполне допустимы небольшие (в пределах 5-20% от общего количества) отклонения по цвету и текстуре.

Кроме того, в течение 30-40 дней после укладки цвет древесины выравнивается под воздействием солнечных лучей, причем характер изменений для каждой породы индивидуален. Зачастую решающим показателем при выборе паркета является внешний вид и текстура древесины, однако, разные породы имеют различное внутреннее строение и свойства. Важнейшим показателем древесины является твердость, которая зависит от породы, от региона произрастания, условий роста и влажности дерева, класса прочности, плотности, коэффициента тангенциально-радиальной усадки и пр.

Таблица 1.2. Значения плотности и твердости некоторых европейских и экзотических пород (по материалам «Upofloor» и «Komodoor») Порода Твердость по Бринеллю Средняя плотность, кг/м 3   Европейские порода   Сосна 1,6 500 Береза 2,1-3,6 630 Каштан 2,7-3,1 600-720 Вишня 3,0-3,3 580 Граб 3,5 750 Бук 3,8 650 Дуб 3,7-3,9 700 Ясень 4,0-4,1 700 Груша Средняя 700-750 Ольха Невысокая 420-640 Клен до 4,8 530-650 Орех 5 600-650 Оливковое дерево около 6 850-950   Экзотические породы   Мербау 4,1 840 Венге 4,2 850-950 Афрормозия 3,7 700-800 Дуссия 4,0 800 Камбала (Ироко) 3,5 650-750 Кемпас высокая около 800 Лапачо 5,9 около 900 Кумару 5,9 1100 Кулахи высокая около 850 Махагони средняя 620-650 Мутения 4,0 800-900 Панга-панга 4,4 900-1000 Падук 3,8 750-770 Сапелли средняя 600-650 Сукупира 4,1 850-1100 Тик 3,5 550-750 Ярра около 6,0 820-850 Твердость древесины является одной из основных характеристик, определяющих возможность использования породы в помещениях с различной эксплуатационной нагрузкой. Стандартно твердость определяется вдавливанием в образец древесины 10 мм стального шарика при постоянной нагрузке. Чем тверже дерево, тем большее усилие необходимо приложить для выдавливания 1 мм2 поверхности.

Полученный результат известен как коэффициент Бринелля. Чем выше этот показатель, тем тверже пол. Как уже упоминалось, в рамках одной породы и даже одного дерева физические свойства древесины могут значительно различаться, поэтому приведенные в табл. 1.2 данные по плотности и твердости древесины являются в определенной степени ориентировочными, но достаточными для проведения сравнительной оценки пород. Штучный паркет Этот вид паркета нам близок и дорог, как все привычное, ведь традиции производства русского паркета уходят корнями в XVI век, а в начале XX в. в Российской Империи паркет производили на 85 предприятиях. Современный штучный паркет не собирается сдавать свои лидирующие позиции: по оценкам специалистов, доля штучного паркета на паркетном рынке составляет более 90%.

Паркет в Украине производят около сотни предприятий, наиболее крупные из них: "Велес" (Киев), "Д1м паркету" (Киев), "Ивано-Франковский лесокомбинат", "Инекс Укр Паркет" (Киев), "Каменко-Бугский лесопромышленный комплекс" (Львовская обл.), "Киверцовский деревообрабатывающий комбинат" (Волынская обл.), "Кленовый лист" (г.Кременчуг, Полтавская обл.), "Пирятиндрев" (г.Пирятин, Полтавская обл.), "Эдельвейс" (с.Соломоново, Закарпатская обл.). Сушка - это важно Рассмотрение паркета логичнее всего начать с производства, ведь насколько отточено и слаженно оно организовано, настолько качественен и безупречен конечный результат. Как известно, любой производственный цикл начинается с сырья. Его доля самая ощутимая в себестоимости паркета - более 40%.

Никакая самая прогрессивная технология не обеспечит производство достойного паркета, если изначально использовать некачественное сырье. Многие производители используют для изготовления паркета готовый сухой пиломатериал, некоторые практикуют замкнутый производственный цикл от лесозаготовки до укладки. По мнению последних, так спокойнее.

Сухой лес предлагает множество фирм, а вот действительно качественно высушенный — единицы. А между тем, сушка является одним из основополагающих факторов, во многом определяющих качество изделия из древесины и приемлемость по цене будущей продукции. На современных предприятиях применяют различные методики сушки (горячим воздухом, паром, сушку СВЧ, вакуумную сушку). Для определения приемлемого метода необходимо разобраться, в чем, собственно говоря, заключается качество сушки. Во-первых, в максимальном снятии внутреннего напряжения древесины. Это необходимо для стабильного поведения паркета при возможных температурно-влажностных колебаниях. Во-вторых, в сохранении физико-механических свойств древесины. И, конечно же, не последнее дело - скорость сушки.

Наиболее часто возникающая проблема - внутренние напряжения древесины, происходят из-за неравномерного высыхания фризы (заготовки для паркета). К примеру, при сушке горячим воздухом материал снаружи нагревается больше, чем внутри, и высыхает неравномерно. Впоследствии для снятия внутренних напряжений необходимо проводить дополнительную тепловлажностную обработку. Самая щадящая и мягкая — паровая сушка, а самая быстрая — вакуумная сушка: в камере снижают давление, и влага испаряется при температуре значительно ниже 100°С. Сушку ведут до тех пор, пока относительная влажность паркета не достигнет 8+2%. Геометрия и селекция паркета Геометрическая точность размеров паркетных планок и шпунтового соединения определит, насколько качественным и "монолитным" будет пол, понадобится ли его циклевка после укладки, значительно сокращающая жизненный цикл паркета. Точность геометрии паркета зависит от состояния и вида технологического оборудования паркетной линии производителя и определяется соответствующими нормативами. Европейские нормы (DIN 280) строго регламентируют изготовление паркета с допусками ±0,1 мм по ширине, длине и толщине планки, отечественные требования (ГОСТ 862.1-85) несколько либеральнее, допускают отклонения по ширине и толщине планки на 0,2 мм, а по длине - 0,3 мм. От самих размеров планки во многом зависит вид будущего пола, многие, наверное, помнят паркетную "елку" в госучреждениях, от которой рябит в глазах, да и рисунок из очень крупных шашек становится грубым и навязчивым, хотя, конечно же, это дело вкуса: кому что нравится.

Согласно ГОСТ 862.1-85, толщина паркетных планок 15 мм; ширина 30-90 мм с градацией 5 мм, длина 150-500 мм с градацией 50 мм, толщина слоя износа (до гребня) - 7(10) мм. Это, что касается отечественных норм, европейский стандарт (DIN 280) "предлагает" выпускать паркет толщиной 16 -22 мм, и многие отечественные производители в надежде на зарубежные контракты, освоили производство 22-миллиметрового паркета. Между тем, существует зависимость ширины от толщины клепки, и у хорошего паркета она не должна превышать 1/5.

При нарушении пропорции в сторону увеличения ширины или при значительной длине планки теряется ее эластичность, при укладке планки топорщатся. Если такой паркет, не дай Бог, некачественно высушен или же его подоснова не идеально ровная, то обеспечить хорошую укладку практически невозможно. Чтобы избежать подобной перспективы, при производстве паркета не которые производители (в основном европейские) нарезают клепки с тыльной стороны перпендикулярными пазами почти до половины толщины. И еще, при приклеивании "нарезанного" паркета (а этот процесс связан с увлажнением и, соответственно, расширением нижней части плашки) у паркета с наличием прорезей деформация происходит на локальных участках и имеет менее серьезные последствия для внешнего вида клепки. Кстати о внешнем виде, по нему-то и сортируют паркет на заключительном этапе производства. Ведется этот процесс вручную, ничего более совершенного в природе пока не существует. Это очень ответственный момент, ведь от квалификации и зоркости мастера зависит конечный результат всех проделанных работ. Сортировка паркета по отечественным нормам предполагает всего лишь два типа: высшая категория качества (А) и первая (В). Более распространенной является европейская классификация (DIN 280), причем успешно внедряемая и на наших производствах, предполагающая четыре основные разновидности паркета, в зависимости от цвета и структуры: селект, натур, гештрайфт и рустикал.

Селект, или отборный тип, состоит преимущественно из радиального паркета. Характеризуется однородным и спокойным рисунком волокон, считается самым дорогим и престижным. Гештрайфт допускает вариации структуры и тона древесины. Натур - натуральное дерево в натуральном его проявлении. Может содержать небольшие включения тангенциального паркета.

Рустик, или сучковатый тип, самый пестрый вид паркета. Разнообразные узоры, создаваемые годовыми кольцами и сучками, придают паркету динамичный, живой вид. И, более того, мелкие повреждения на таком полу практически незаметны.

Некоторые виды паркета европейских производителей поступают в продажу с уже отлакированной поверхностью. Такой паркет выглядит очень привлекательно, да и качество лакового покрытия, выполненного в заводских условиях, вне конкуренции, кроме того, значительно удешевляется и сокращается процесс укладки. Однако есть несколько "но". Во-первых, необходимо обеспечить идеальную, в прямом смысле слова, ровность основания, чтобы паркет лежал гладко, без "порожков", при укладке обычного паркета подобные проблемы решаются на стадии циклевки или шлифовки паркета, а укладка отлакированного паркета, само собой, эти стадии не подразумевает. Во-вторых, для последующей длительной эксплуатации паркета желательно принять меры по его защите в местах стыков клепок, не защищенных лаком. Так вот, упрощенность технологии на самом деле только кажущаяся, а устройство пола из предварительно лакированного паркета должно быть сопряжено не с меньшим, а с большим профессионализмом укладки.Правильное хранение паркета - залог сохранения его качества На многих предприятиях ситуация с этим вопросом аховая. Зачастую паркет хранится в помещениях с неконтролируемой влажностью, иногда и попросту в неотапливаемых мокрых ангарах. А об упаковочной таре и говорить не приходится, используют ее считанные предприятия. А ведь прочный и герметичный упаковочный материал - гарантия того, что паркет "доберется" до объекта с нормальной влажностью и без повреждений.

Даже визуально можно легко определить, в каких условиях хранился паркет. Достаточно взглянуть на торцы клепки, так как именно с торцевой стороны идет наиболее интенсивный влагообмен паркета с окружающей средой. Конечно, для измерения влажности существуют более цивилизованные методы. Так, для нормальной диагностики влажности оснований, а также для контроля влажности самого паркета в распоряжении профессиональных паркетных бригад должны находиться специальные влагомеры. В настоящее время недостатка в подобных приборах нет.

Предлагаются модели, измеряющие влажность с различной погрешностью, а также универсальные приборы, совмещающие в себе несколько функций, например влагомера, дальномера и уровня. Профессиональные инструменты не дешевы, но ликвидация последствий, вызванных неучтением тех или иных обстоятельств, повлечет за собой затраты совсем другого порядка. Укладка паркета Хороший паркет - достаточно дорогое удовольствие (ценовой диапазон - от 20 до 100 у.е. за м2, и это далеко не предел). Однако необходимо иметь в виду, что, приобретая даже самый эксклюзивный паркет, мы фактически получаем полуфабрикат, от последующей переработки которого, то есть укладки и финишной отделки, напрямую зависит судьба будущего пола. Устройство паркетного пола сопряжено с большими трудозатратами да и расходные материалы обходятся недешево. Из этих составляющих и складывается общая стоимость работ по укладке паркета. Фактически готовый пол стоит примерно вдвое дороже самого паркета. Не стоит прельщаться предложениями на более дешевую укладку, скорей всего либо чего-то недодадут, либо заменят "черновые" материалы на менее качественные, не исключена и непрофессиональная укладка, ведь нужно же на чем-то экономить, а цены, как известно, из воздуха не берутся. Стоимость работ во многом зависит от сложности рисунка укладки.

Кроме традиционных "шашек", "елки", "палубы", производители предлагают множество различных вариантов. В процессе укладки планки могут подрезаться, это увеличивает процент отходов материала. Поэтому для разных типов укладок коэффициент запаса материалов может быть различным. Разнообразить простую укладку можно с помощью сочетания пород или же вставками готовых бордюров и розеток. В этой связи хотелось бы сказать, что можно сочетать не все породы, а только материалы с похожими физико-механическими характеристиками.

При сочетании пород может несколько измениться технология укладки и выбор паркетной химии. Устройство подосновы Паркетные полы устраивают по лагам, а также по железобетонным или деревянным перекрытиям (здесь следует иметь в виду не непосредственное приклеивание паркета к элементам перекрытия, а устройство подосновы). Влажность цементосодержащих оснований не должна превышать 10%, а лаги - быть высушены до 12% и пропитаны антисептиком, в противном случае, если влажность большая, лаги в процессе высушивания будут деформироваться, и пол неизбежно будет скрипеть. (О подготовке чернового пола читайте в разд. 10). Большинство отечественных предприятий по производству паркета и паркетных работ практикуют метод приклеивания паркета к водостойкой фанере, жестко закрепленной с основанием. Для обеспечения длительной и надежной эксплуатации паркета необходимо четкое соблюдение строительных норм в части устройства оснований (контроль влажности, прочности, ровности) и соблюдение технологии укладки паркета той или иной породы древесины с обязательным следованием всем рекомендациям производителей паркета и паркетной химии. Первым этапом в построении паркетного пола является гидроизоляция.

Она необходима для защиты паркета от капиллярного подъема влаги, связанного с различного рода утечками воды. Давление, возникающее при капиллярном подсосе влаги из цементно-песчаных, бетонных оснований (при повышенной влажности панелей перекрытия новых зданий, утечках воды в санузлах, кухнях и пр.), постепенно приводит к отслоению нивелировочных составов, нарушению клеевого слоя, и, как следствие, - к отрыву паркета от основы. Гидроизоляция бывает нескольких типов: — эпоксидными составами, которые наносятся специальными валиками в один или несколько слоев (для усиленной гидроизоляции). Для создания адгезионного слоя еще влажную поверхность грунтовки посыпают кварцевым песком. В основном такая гидроизоляция применяется для бетонных, цементно-песчаных оснований; - наклеиванием толстой полиэтиленовой или специальной фольгированной и армированной полипропиленовой пленки.

Обычно этот тип гидроизоляции используется на черновых деревянных основаниях. Раскатку рулонов ведут с нахлестом в 10 см, а по краям выводят на нижнюю часть стены (на всю толщину будущего пола). Следующий шаг в построении паркетного пола - устройство цементно-песчаной стяжки. Раствор для стяжек должен быть не ниже марки 150.

А толщина слоя зависит от степени наклона элементов перекрытия и качества их поверхности. Значительно ускоряет работу и повышает ее качество использование для стяжек готовых сухих смесей. Для продолжения работ стяжка должна высохнуть до влажности 10 - 12%. Время высыхания зависит от толщины стяжки и типа используемых составов. Практика ускорения сушки при помощи принудительных мер (устройство сквозняков, применение специальных фенов) пагубна, так как при этом в стяжке создаются значительные внутренние напряжения и не исключено трещинообразование. Для безболезненного ускорения работ можно применять специальные быстросохнущие смеси для стяжек. Для окончательного выравнивания основания и придания ему дополнительной жесткости применяют нивелировочные составы (подробнее о них в разд.Ю.). Однако далеко не каждую "нивелировку" можно использовать под паркет.

Основание, подготовленное для укладки паркета, должно соответствовать по европейской классификации UPEC классу РЗ (помещения с интенсивным использованием). Этому требованию соответствуют нивелировочные массы, имеющие сопротивление на разрыв не менее 1 Н/мм2. Как правило, класс будущего основания указан на мешке с "нивелировкой". Для повышения адгезии "нивелировок" и ремонтных систем к основанию, а также для выравнивания впитывающих свойств стяжки применяют грунтовочные составы, в соответствии с рекомендациями производителей нивелировочных масс. Следующим "кирпичиком" в сооружении подосновы является настилка фанеры. Толщина фанеры должна быть соизмерима с толщиной применяемого паркета, но на практике применяют несколько более тонкую фанеру (для 15-16 мм паркета - фанера 12 мм, для 22 мм -18 мм соответственно). Листы фанеры режутся на квадраты, размерами примерно 50 на 50 см и наклеиваются на ранее загрунтованное основание со смещением швов.

Для возможных последующих температурно-влажностных колебаний между листами фанеры оставляют компенсационные зазоры в 2-4 мм. Кроме того, каждый фрагмент фанеры механически крепится к железобетонной плите при помощи винтов-саморезов (в количестве 5-10 шт.), через предварительно просверленные отверстия. После этого фанеру равняют, шлифуют. Для регулирования впитывающей способности и, как следствие, -снижения расхода клея некоторые укладчики паркета фанеру грунтуют.

Не более чем через 24 ч необходимо начать приклеивание паркета, в противном случае не будет обеспечена полноценная адгезия между грунтовочным слоем и основным слоем клея. Здесь важно помнить о необходимости работать в одной системе (грунт- клей), рекомендованной производителем клея. Приклеивание паркета Для приклеивания штучного паркета могут применяться три вида клеев: - дисперсионный (с низким содержанием воды); - на растворителях; - реактивного твердения. На выбор того или иного типа клея определяющее влияние оказывают: геометрические размеры паркета, порода древесины и тип основания, на которое будет укладываться паркет. Клеи первой группы имеют укороченное время схватывания, что достигается либо за счет повышенного содержания сухого вещества, либо введением в дисперсию небольшого количества растворителей.

Сравнительно низкая стоимость, экологическая безопасность и хорошие механические характеристики клеев дисперсионной группы делают их весьма привлекательными для потребителя. Область применения данных клеев ограничена повышенной чувствительностью некоторых пород древесины к влаге. Так что дисперсионными клеями можно работать с паркетом не из "нервных" пород (каковым, к примеру, является дуб), принимая во внимание, что соотношение толщины к ширине должно превышать 1/3. Уложенный на дисперсионный клей паркет можно шлифовать через 5-7 суток. Клеи на растворителях имеют более длинную историю, для укладки штучного паркета их можно считать классическими.

Данные клеи обычно применяются в тех случаях, когда чисто технически нельзя использовать дисперсионные продукты. Они применяются для паркета практически любых пород, и на любых основаниях за небольшими исключениями. Клеи на основе синтетических смол очень удобны в работе, так как имеют относительно длительное рабочее время (около 25 мин). За счет высокой текучести клея, небольшие дефекты можно подправлять даже после укладки соседних рядов Современные клеи этой группы, европейских производителей, не содержат метанол и прочие высокотоксичные компоненты, требующие специальных средств индивидуальной защиты. Шлифовать паркет допустимо через 5 суток. Клеи реактивного твердения имеют превосходные характеристики (великолепную адгезию практически ко всем основаниям, отсутствие усадки, быстрый набор прочности) и лишь один, но существенный, недостаток - высокую стоимость. Поэтому peактивные клеи не так широко применяются, как первые два вида, однако в некоторых случаях их использование неизбежно. К npимеру, для наклеивания покрытого лаком со всех сторон (в заводских условиях) штучного паркета из бамбука или для паркета hе-которых экзотических пород.

Шлифовка паркета допускается уже через 24 ч. Для стабильного и надежного крепления паркета в течение времени полимеризации клея, планки пристреливают в гребень под углом 45° к фанере специальными паркетными скобами или прибивают. При перерывах в работе последний уложенный pяд также рекомендуется механически закрепить. Шлифовка паркета Шлифовать паркет нужно только после окончательной полимеризации и стабилизации клея, когда все неизбежные деформации древесины, вызванные набором влаги из клея, прекратятся. Шлифовка паркета призвана окончательно выровнять его поверхность, удалить загрязнения, как правило, возникающие на стадии монтажа, а также обеспечить достаточную адгезию лакового слоя к паркетной поверхности.

Шлифование должно производиться профессиональными машинами, обеспечивающими идеально ровную поверхность без ожогов дерева и неровностей. Специалисты рекомендуют использовать ленточные и дисковые шлифовальные машины зарубежного производства, так как отечественные барабанные машины не могут обеспечить подобного качества. Основные выравнивающие стадии шлифования выполняют ленточными машинами. Начинают, как правило, грубым шлифполотном №10, постепенно переходя к более мелким, с фракцией абразива №60, 80,100,120 соответственно, хотя в каждом конкретном случае необходимо учитывать все обстоятельства и соответственно планировать циклы шлифовки. Количество пробегов шлифовальной машины зависит от величины неровностей нового паркета или степени износа и загрязнения старого (при замене лака).

Для шлифовки труднодоступных участков (краев вдоль стен, углов, лестничных ступеней) используются ручные дисковые машины. Шлифование производится в два эта-па: зерном №40 после второго прохода ленточной машины и окончательно - зерном №80 после последнего прохода. Перед последним пробегом шпаклюют швы между планками и прочие дефекты укладки, выявленные шлифовкой. В качестве шпатлевки может применяться самая мелкая пылеобразная фракция, полученная в результате шлифовки, которая смешивается со специальным связующим (можно купить там же, где и паркетную химию). Последнее выбирается в зависимости от типа применяемого лака (дисперсионного или на растворителях). После затвердевания шпатлевочной смеси (время зависит от величины щелей и составляет в среднем около получаса) производится последний пробег шлифовальной машины, во время которого убираются все излишки шпатлевки.

Заключительная, тонкая, шлифовка, осуществляемая дисковыми машинами, позволяет наилучшим образом подготовить поверхности под лаковое покрытие и в значительной мере предотвращает поднятие волокон древесины при нанесении первого слоя лака. Выполняется поперек волокон абразивным материалом фракцией 120 -150. Финишная отделка После окончания шлифовки помещение, включая стены, потолки, батареи, необходимо тщательно очистить от пыли, с помощью пылесоса.

Неплохо бы все возможные источники пыли изолировать полиэтиленовой пленкой, так как общая запыленность помещения в значительной мере ухудшит качество лаковой поверхности. Иногда для защиты паркета вместо лака применяют мастики и пропитки на основе воска или масла, не образующие пленки на поверхности. Такое покрытиенатуральный вид и текстуру древесины. К тому же оно имеет ряд неоспоримых эксплуатационных преимуществ: поверхность не трескается, не отслаивается и наряду с этим обладает исключительной износостойкостью. Уход за масляной поверхностью более трудоемок, в сравнении с лаковой, однако если исключить регулярную замену покрытия, то такие полы могут быть практически вечными. (О принципах выбора лаков, а также о технологиях их нанесения читайте в подразд. 1.6). Последней заключительной операцией технологического процесса является обрезание паркетного "пирога" по периметру вдоль стен с компенсационным зазором в 1-2 см.

Получившийся паз заполняют эластичным силиконовым герметиком, другими словами, ставят гидрозамок. Эта операция изолирует паркет от стен и снижает шанс его увлажнения при неблагоприятных воздействиях. Компенсационные пазы закрывают плинтусами...и все, полы готовы.

Уход за паркетом Периодически для профилактики поверхность паркета желательно обрабатывать специальными полишами для лаковой или масляной поверхности (все зависит от ее типа). Эти мероприятия позволят визуально освежить покрытие и значительно продлить его жизненный цикл. Тонкая натура паркета весьма чувствительна к микроклиматическим условиям помещения. Чаще других возникают проблемы, вызванные чрезмерно низкой относительной влажностью воздуха - следствием перегрева (при недостаточной вентиляции) помещений в отопительный сезон. Паркетный организм, как и человеческий, комфортно себя чувствует при определенных оптимальных микроклиматических показателях. Кстати, как для паркета, так и для человека, они идентичны и находятся в пределах 18-22°С при относительной влажности 40-50%. С наступлением холодов мы повышаем температуру в помещении, при недостаточной вентиляции температура может перевалить за 30°С, а относительная влажность воздуха соответственно резко падает. Если в подобных условиях долго находиться, то может произойти обезвоживание организма, что снизит функции иммунной системы, часто болит голова, просыпаешься разбитым и усталым.

А паркет свои недомогания выражает в рассыхании и появлении трещин. Избежать подобного помогут увлажнители воздуха, регулярное проветривание помещений и, наконец, цветы и аквариум, которые попутно доставят еще и эстетическое удовольствие. Художественный паркет Высокохудожественный ("дворцовый") паркет веками считался принадлежностью исключительно дворцовых интерьеров. Сегодня, благодаря современным технологиям, такой паркет стал доступным более широкому кругу покупателей. В России первые упоминания о нем относятся к XVIII в. и связаны, прежде всего, с именем архитектора Растрелли. Однако, несмотря на технические достижения, и в наше время искусство художественного паркета во всем мире по-прежнему остается прерогативой немногих фирм-производителей и мастеров-укладчиков высочайшей квалификации. Художественный паркет бывает двух видов: художественный геометрический и высокохудожественный ("дворцовый").

Некоторые производители паркета смешивают эти два понятия. Разделение паркета на виды и группы внутри многих компаний для удобства чаще всего вводится свое. В «дворцовом» паркете, в свою очередь, выделяют два вида: наборный и щитовой. Высокохудожественный ("дворцовый") паркет характеризуется тем, что все его элементы имеют, как правило, криволинейные очертания. Это наиболее сложный в изготовлении и дорогостоящий из всех видов паркета. При создании рисунков такого паркета могут использоваться десятки различных пород древесины, придающие покрытию неповторимую красоту. Вырезание элементов рисунков «дворцового» паркета может осуществляться как при помощи лазера, управляемого компьютером, так и путем механической резки древесины. Толщина элементов «дворцового» паркета такая же, как и штучного, что позволяет удачно совмещать эти виды.

Многие производители предлагают типовые варианты рисунков в виде бордюров и розеток различной сложности исполнения и, соответственно, стоимости. Значительно дешевле в производстве щитовой паркет с высокохудожественным исполнением рисунка. Рисунок щитового паркета разбивается на отдельные равные клетки (щиты), самый распространенный размер щита - 600x600 мм, но производят и другие, такие как 300x300 мм, 400x400мм. Щит с фрагментом орнамента изготавливается в цехе. Элементы, вырезанные из заготовок различных пород древесины, собираются в щиты-фрагменты, которые уже на месте тщательно подгоняются друг к другу. Паркетные щиты состоят из двух слоев — их основания делают из низкосортной хвойной древесины, а верхний слой - из ценных пород дерева. Стоимость такого паркета, конечно, ниже настоящего «дворцового» паркета, но у него есть ряд недостатков: довольно толстые щиты (до 40 мм - это нужно для обеспечения их прочности), они сложно стыкуются, неодинаково ведут себя при нагрузках, шлифовке, очень чувствительны к колебаниям температуры и уровню влажности в помещении. Производятся паркетные щиты в Украине в очень малых количествах, предприятиями, которые производили их еще в советские времена. Современные предприятия пока не рискнули добавить этот тип паркета к ассортименту.

Хотя этот материал с подпорченной репутацией, но в то же время довольно перспективный. Хочется надеяться, что, благодаря последним достижениям в области техники и высококачественным материалам, в будущем можно будет в значительной степени улучшить и продлить эксплуатационные свойства готового пола. Художественный геометрический паркет характеризуется тем, что все элементы его рисунков имеют прямолинейные очертания. Обычно детали рисунков такого паркета изготавливаются мастерами прямо на месте укладки, что делает работу трудоемкой и, следовательно, достаточно дорогой. Изменило ситуацию на рынке появление серийного художественного наборного геометрического паркета.

Все элементы рисунков такого паркета изготавливаются в заводских условиях и в виде набора готовых деталей поступают на объект вместе со схемой монтажа. На месте укладки фактически осуществляется сборка покрытия, все элементы которого связаны между собой по системе "шип-паз". Такая технологическая схема, при которой наиболее трудоемкие и требующие наибольшей точности операции перенесены в заводские условия, позволяет значительно ускорить процесс монтажа покрытия, улучшить его эксплуатационные характеристики и снизить конечную стоимость готового покрытия. Наличие механической связи гарантирует большую долговечность покрытия. Некоторые характерные черты художественного и дворцового паркета: - при создании рисунков используются различные породы дерева (как отечественные, так и экзотические). Цель — достижение разнообразной цветовой гаммы, такое напольное покрытие превращается в настоящее произведение искусства; - дизайн - проектирование рисунка паркета, исходя из общего стиля интерьера, для которого он предназначен, и придание ему оригинальности с учетом вкуса и пожелания заказчика. - при выборе пород для рисунка учитываются не только цвет и фактура поверхности дерева, но также и его физические характеристики. Выбранные породы древесины должны одинаково вести себя при воздействии механических нагрузок и изменении температуры и влажности воздуха. Профессионалы утверждают, что такой паркет не только красив и изыскан, но еще и долговечен.

Как правило, если паркет пролежал год, и с ним не произошло никаких деформаций, не появились щели и скрип, то он прослужит свой срок, который для качественных паркетных полов составляет до 100 лет. Производство высокохудожественного паркета Традиционным методом изготовления такого паркета является ручная резка. В последнее время при изготовлении высокохудожественного паркета широко используется механическая высокоточная и лазерная резка, обеспечивающая вырезание элементов любой формы, в том числе и фрагменты сложных растительных орнаментов. Композиционно рисунки покрытия представляют собой геометрические орнаменты или живописные криволинейные узоры, чаще всего растительного характера. Основные приемы (техника) устройства полов из художественного паркета: 1.Интарсия (инкрустация).

Это живописная композиция. В основную породу древесины лицевого слоя (общий фон) вставляются отдельные фрагменты древесины других пород, чаще всего цветных. В паркете этого вида элементы паркета подгоняют друг к другу так плотно, как только возможно, и создают узоры и "картины" примерно так же, как делают из кусочков стекла цветные витражи. Красота и эффектность интарсии зависят от искусства выбора композиции и различных пород древесины для создания поверхностей различного цвета и текстуры. Важно, чтобы выбранные породы древесины были примерно одной твердости. 2. Маркетри (франц. marqueterie). Это геометрическая koмпозиция.

Рисунок лицевого покрытия набирается из отдельных элементов, различных по цвету и текстуре. Планки плотно подгоняются одна к другой и приклеиваются к основанию щита. Таким способом украшали и без того красивую, богатую резьбой, мебель. Профессионально сочетая текстуру дерева и оттенок можно создавать уникальные рисунки. Красное дерево, орех, мореный дуб дают темный насыщенный цвет, который становится еще глубже при вскрытии лаком. Из ольхи, дуба, липы, березы, акации, граба получается узор очень широкой цветовой гаммы: от темного до почти белого.

Особенно приятные оттенки дают фруктовые породы дерева: груша, яблоня, вишня. "Картины", созданные по технике маркетри, обладают редкой особенностью никогда не надоедать. Они легко притягивают к себе взгляд и излучают живительное тепло дерева. 3. Мастера высокого класса при укладке используют сочетание техник интарсия и маркетри. 4. Графье. Гравировка по дереву. Этим приемом можно создавать разноообразные узоры по основному фону срезанием тонких желобков. В желобки вставляются волокна черного дерева. Характер рисунка лицевого покрытия всегда связан с оформлением стен и потолка помещения.

В относительно строгих помещениях правильной прямоугольной формы, без излишеств в украшениях, устраивается паркет с геометрическим орнаментом. В круглых и криволинейных помещениях, с лепными украшениями и богатой отделкой потолков, укладывается паркет с рисунком живописной композиции. Правила ухода за художественным паркетом Для ежедневного ухода паркет достаточно подметать или пылесосить. Можно протирать его хорошо отжатой тряпкой. Паркет не рекомендуется мыть с применением большого количества воды и моющих средств, которые разрушают лаковое покрытие. При появлении пятен их следует незамедлительно удалить. По обе стороны входной двери положите грязезащитные покрытия, чтобы грязь и песок не попадали на паркет.

Под ножки столов, стульев и кресел следует класть специальные пластиковые коврики, которые можно приобрести в специализированных магазинах, занимающихся продажей строительных материалов для внутренней отделки квартир. В течение первых 7-12 дней после нанесения лака не рекомендуется проводить влажную уборку, поскольку она замедляет затвердение лака. Чрезвычайно важно сохранять постоянную влажность. Древесина является гигроскопичным материалом, то есть она обладает свойством поглощать и отдавать влагу. В жилом помещении относительная влажность должна составлять 50-60% и температура - около +18+22°С (такие параметры оптимальны как для здоровья человека, так и для сохранения деревянных напольных покрытий).

Контролировать эти условия можно с помощью измерительных приборов (влагомеров). Не так уж много в Украине компаний-производителей, которые могут предложить клиенту художественный и дворцовый паркет. Наиболее известны на украинском рынке компании "Инекс Укр Паркет", "Д1м паркету", недавно присоединилась к ним крупная российская компания "Паркет-Холл". Паркетная доска В последние годы ощущается рост популярности натуральной паркетной доски. Потребители, что называется, "распробовали" этот заморский товар. "Под ключ" доска выходит в полтора-два раза дешевле традиционной "штуки", укладывается быстрее, да и забот меньше.

Немаловажно и то, что продается паркетная доска преимущественно с заводской отделкой, так что цвет древесины можно выбирать смело, не ожидая сюрпризов, возможных при лакировке на объекте. К тому же стойкость заводского лака в большинстве случаев выше объектного. А для желающих поэкспериментировать производители предлагают необработанную доску. Качество паркетной доски, поставляемой на наш рынок, вполне достойное, импортеры все именитые, широкоизвестные европейские производители: TARKETT SOMMER, KAHRS, UPOFLOOR, JUNCKERS, OSMO, KARELIA, HOHNS, среди отечественных производителей можно назвать днепропетровскую компанию «Днипровуд».Структура паркетной доски. Основные размеры Паркетная доска представляет собой конструкцию, состоящую из двухслойного основания, как правило, хвойных пород, на которое с определенным рисунком наклеены паркетные планки третьего лицевого слоя из ценных пород древесины. На кромках и торцах имеются пазы и гребни для соединения досок между собой. Как известно, древесина - гигроскопичный материал, и паркетные полы из натурального дерева могут изменять свои размеры при температурно-влажностных колебаниях.

Этому процессу препятствует многослойная конструкция паркетной доски (рис.1.1), взаимно перпендикулярное расположение волокон в слоях которой нейтрализует естественное движение древесины (примерно на две трети, в сравнении с аналогичным массивом дерева). Стандартные размеры паркетных досок: длина - 2,2...2,5 м, ширина - 13...20 см, толщина - 7,10,14-15 и 15-24 мм. В зависимости от толщины самой доски изменяется и толщина верхнего износостойкого слоя из ценных пород древесины. В качестве верхнего слоя для 7 мм паркета используется шпон твердых пород древесины, а основание состоит из плиты на основе HDF высокой плотности, под которой расположен стабилизирующий нижний слой. Это единственный тип паркетной доски, не поддающийся перешлифовке, но лаковое покрытие может возобновляться по мере необходимости. Полы из 10 мм паркетной доски могут подвергаться шлифовке 2-3 раза, толщина верхнего слоя составляет 2,2 мм.

Самой распространенной является 14-15 мм паркетная доска, толщина износостойкого декоративного слоя которой составляет 3-4 мм и предусматривает от 4 до 5 перешлифовок. Эти покрытия можно применять как в жилых, так и в общественных помещениях. Самым износостойким, долговечным и соответственно дорогим является 20-24 мм паркет, поверхностный слой которого имеет толщину от 4 до б мм и может перешлифовываться до 10 раз. Такие полы можно укладывать на лаги в жилых и общественных помещениях.

При выборе паркета нужно обращать внимание не только на толщину слоя износа, но и на материал, т.е. на породу древесины, ее механические характеристики. В помещениях с высокими эксплуатационными нагрузками есть смысл выбрать древесину более твердых пород. Рисунки, текстура и финишная отделка Классический вариант паркетной доски - палубный двухи трехполосный.

Многие производители имеют в ассортименте несколько рисунков, например "плетенка", "елка", а также однополосный вариант. При оформлении последнего под старинную половицу по краям доски снимают фаски, для имитации широкого шва. В рамках одной породы производители предлагают несколько вариаций на тему текстуры древесины: селект (отборный), натур (говорит сам за себя) и рустик (сучковатый пестрый тип). На сегодняшний день существуют два основных типа обработки поверхности - маслом и лаком, предлагается также и необработанная доска. Лак очень многообразен, можно встретить несколько вариаций на лаковую тему: шелковисто-матовый лак глянцевый зеркальный лак и глубокий лак, уже больше напоми- нающий масло. Как правило, применяется многослойное покрытие (5-7 слоев) акриловыми лаками УФ-отверждения. Заводские лаки имеют большую износостойкость в сравнении с объектной лакировкой.

Масло - покрытие для эстетов. Оно наиболее близко выражает естественную красоту древесин


 

Настилка паркета по деревянному основанию. Лестницы. Настилка паркетных досок. Электроинструмент: азбука для мастера. Типы керамических плиток.

 

Главная ->  Монтаж 



0.0026