Главная ->  Монтаж 

 

История и современность жилищного строительства Франции


Городские ансамбли Франции сложились очень давно, в них присутствует много архитектурных и исторических памятников, которые защищаются государством. Согласно действующему французскому законодательству, современные архитекторы обязаны разрабатывать проекты, которые бы гармонично вписывались в существующие застройки. С середины 50-х годов проблема восстановления разрушенных второй мировой войной городов уступает место проблеме нового строительства. Начинается массовое строительство социального жилья для миллионов людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Государство объединяет усилия специалистов для создания индустрии жилищного строительства.

Новая ситуация породила урбанистическую концепцию «большого ансамбля» и новый архитектурный стиль «хард-френч». «Большой ансамбль» (жилой микрорайон) возводился обычно на голом месте, состоял из продольных и поперечных протяженных домов-сундуков с вкраплениями домов-башен. Этот стиль еще называют во Франции «архитектурой подъемного крана». Французы считают, что одним из негативных результатов государственной политики, которая отдала предпочтение бетону и промышленному изготовлению конструкций, стало исчезновение многих специальных и традиционных приемов строительства. «Большие ансамбли» вначале даже нравились жителям: они предоставляли современный комфорт тем слоям населения, которые его не имели. Однако по прошествии нескольких лет начали говорить об изолированности этих микрорайонов от центра города, «мрачности» бетона и о сходстве прямоугольных зданий с «кроличьими клетками». В мае 1968 г. во Франции поднялась волна протестов против основного принципа массового жилья - триады «memarkero, boulot, dodo» (метро, работа, кровать), который проводили правительство и коммунистическая партия.

Архитекторы 70-х годов присоединились к критике технократической версии Афинской хартии (автор - Ле Карбюзье), в соответствии с которой велись жилые застройки, и предоставили свое видение урбанистики и архитектуры . В дальнейшем государство отказалось от создания «больших ансамблей» в пользу идеи «нового города». Эти новые города в парижском регионе, а также недалеко от Лилля и Лиона развиваются в 70-80-е годы и становятся настоящими архитектурными лабораториями. Происходит постепенное изменение урбанистической и архитектурной политики государства. Новая регламентация запрещает строительство очень высоких зданий и стимулирует создание урбанистических форм, гармонирующих с окружающей средой. В 1977 году принимается закон, которым предусматривается проведение комплекса мероприятий (в частности, конкурсов), призванных обеспечить архитектурное качество общественных зданий. Одновременно архитекторами активно ведутся поиски альтернативы стилю «хард-френч». Новые типы зданий появляются в процессе обновления старых центров, например, в Эвре, где архитектор Жан Реноди создает жилые дома сложной конфигурации, используя озелененные террасы, или в новых городах, таких как Мари-ля-Валле, где Анри Сириани создает неореалистический жилой комплекс. В 80-90-х годах, в отличие от тридцати предыдущих лет, социальное жилье перестает быть центральным элементом архитектурного творчества. Тем не менее, но уже в меньших объемах, продолжаются государственные заказы на него.

В 90-е годы снова возрастает авторитет французской архитектуры . Этот феномен связан, в частности, со стремлением лучших архитекторов не противопоставлять память и современность, а наоборот, соединять их. Признание французской архитектуры выразилось в присуждении Кристиану де Портзампарку в 1994 г. самой престижной, наивысшей международной награды, которую может получить архитектор, - премии Притцкера. В конце XX - начале XXI века французская архитектура вновь выходит на международную арену. Много внимания во Франции уделяют строительству социального жилья. Социальный жилой фонд (жилье для малообеспеченных семей) существует во всех развитых странах мира. Квартиры, входящие в такой фонд, обычно небольшие по размерам, предоставляются семьям в аренду на льготных условиях или бесплатно.

Строится социальное жилье, как правило, в пригородах больших городов. Сорок лет назад застройки социального жилья во Франции были очень похожи на бесчисленные типовые жилые кварталы советских городов. Создавались они в архитектурно-политическом угаре массового жилищного строительства и, как считают французы, по заветам Ле Карбюзье - старые кварталы невысоких домов, обжитые и зеленые, сносились, а в прежнюю уличную сеть втискивались агрессивные многоэтажные «коробки». Сегодня кварталы массовой застройки сорокалетней давности считаются огромной ошибкой, лежащей на совести французских архитекторов. Многоэтажные «коробки» однозначно осуждены как нелепые, антигуманные, неуместные, убогие и т.п. Они признаны малопригодными для полноценной жизни. Даже предоставляемые в качестве социального жилья, квартиры в таких домах заселяются крайне неохотно. Все в большей степени они становятся прибежищем мигрантов из стран третьего мира. Во Франции со строительством многоэтажных «коробок» практически «завязали».

Мало того, были приняты новые градостроительные нормы, ограничивающие высоту жилых зданий семью этажами, а также наложен запрет на строчную застройку - архитекторы обязаны формировать перекрестки единообъемными угловыми зданиями, образующими периметр квартала и смотрящими на обе улицы, не оставлять пустых углов, как было прежде, когда коробки многоквартирных домов ставили примитивными рядами. Современные парижские строительные нормы являются плодом осмысления последствий градостроительной политики 1960-80-х годов. Они, учитывая нужды горожан, диктуют всяческие виды доступности, измеряемой временем и расстоянием, к учреждениям социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; понуждают не отдавать первые этажи под жилье, а размещать там магазины и учреждения обслуживания и т.п. Все это стимулирует изобретательскую мысль и художественную фантазию архитекторов, побуждает их делать социальное жилье, несмотря на его статус, удобным и привлекательным. Это связано еще и с тем, что часть квартир продается по коммерческим ценам (для обеспеченных семей) и часть - с использованием ипотечных кредитов. Делается это умышленно для того, чтобы не создавать у малообеспеченных слоев населения ощущения изолированности и ущемленности. Использованы материалы журнала «Зодчество мира» Ниже приведены проекты жилых комплексов известного французского архитектора Анри Сириани. Жилой комплекс Зак-дю-Каналь В Куркуроне, одном из районов города-спутника Парижа - Эври, расположенном к югу от столицы, водоем для сбора ливнестоков, он же пожарный, сделан в виде прямоугольного канала длиной 300 метров и ориентирован с запада на восток. Через поле от восточного конца водоема начинается лесопарк.

Жилой комплекс Зак-дю-Каналь для малообеспеченных, но не требующих социальных пособий слоев населения был построен на берегу между водоемом и полем. И муниципалитет, и застройщик - девелоперская фирма, и проектировщики хотели, чтобы новый комплекс выделился и «затмил» многоэтажные жилые «коробки» предыдущей государственной жилищной политики, связал городскую застройку с природным ландшафтом и в какой-то степени послужил парадными «восточными» воротами города. Комплекс состоит из главного шестиэтажного здания, замыкающего конец канала и перспективу вдоль него, а также двух невысоких корпусов в два-три этажа, стоящих напротив друг друга на параллельных продольных берегах. В соответствии с новыми градостроительными нормами, во всех кухнях и в ванных комнатах было устроено естественное освещение. Площади квартир увеличены по сравнению с обычным социальным жильем. Кроме того, большинство квартир получили лоджии, балконы или террасы. Повышенные требования к качеству жилищ позволили архитекторам разработать широкий спектр квартир и создать пластичные фасады, одновременно запустив в жилища максимум естественного света. Жилой комплекс Зак-дю-Сегрэ Комплекс построен на окраине района Лонье в городе-спутнике Парижа Мари-ля-Валле по заказу Французского общества экономичного жилья и Французского общества кредитования недвижимости. Комплекс состоит из двух корпусов, поставленных на примыкании городской улицы к скоростной автомагистрали дугообразной формы.

Транспортная инфраструктура подсказала форму зданий, похожих на крылья. Южные фасады, обращенные к автомагистрали, сделаны как системы двойных криволинейных цилиндрических поверхностей, одна из которых - наружная - играет роль статической решетки, а «внутренняя» - формирует весьма пластичные пространства. Другие фасады, смотрящие на озеро и виадук железной дороги, спроектированы как сдержанный дворовой отклик на развитую пластику южных сторон, создающих главный внешний облик комплекса. Первый этаж отдан под предприятия торговли и бытового обслуживания. Над ним идет череда типовых этажей, а пятый и шестой этажи сделаны аттиковыми с двухуровневыми квартирами. Вход в них осуществляется с обзорных террас на пятом этаже.

Основные конструкции зданий выполнены из монолитного железобетона и покрыты белой декоративной штукатуркой. Комплекс Зак-дю-Сегрэ с организационно-правовой точки зрения представляет собой кондоминиум, построенный на заемные средства под залог каждой квартиры на весьма льготных условиях. В составе комплекса на первом этаже одного из домов находится общественный центр. Он используется для собраний владельцев квартир, как молодежный клуб, а также для дружеских встреч, проведения свадеб, празднований дней рождения, детских мероприятий.

Жилой комплекс в Коломбе Коломбе - это небольшой город, расположенный к северо-западу от Парижа рядом с окружной автодорогой. В соответствии с генеральным планом развития Парижского региона, город несколько десятилетий застраивался многоэтажными «коробками», потеснившими частный сектор - усадебные дома с участками. Один из центральных кварталов, имеющий треугольные очертания и зажатый между Сталинградским проспектом, бульваром Морсо и улицей Женевьевы Бен, требовал обновления. Архитектурно-градостроительную идею новой застройки квартала проектировщики, работающие по заказу девелоперской фирмы, сформулировали как придание этой части города единого облика путем строительства цепочки оригинальных, отличающихся друг от друга зданий, масштабность которых должна постепенно возрастать и достигать кульминации на бульваре Морсо. При этом следовало включить в цепочку один восьмиэтажный дом, который хорошо сохранился и представлял послевоенную архитектуру с элементами классического декора. Социальная идея проекта была сформулирована местными властями и заказчиком-застройщиком так: жилье должно быть социальным (дешевым), а комплекс - включать в себя ряд предприятий социальной инфраструктуры и культурно-бытового обслуживания. Из продекларированных идей родилась мысль о разделении новых зданий на три категории по функциональным и формообразующим признакам.

Первую группу составили двухэтажные сблокированные дома. Их тесный ряд начинает новый комплекс с острого угла квартала и старается соответствовать окружающей усадебной малоэтажной застройке. Вторую категорию домов образовали пятиэтажные блоки, соединенные «мостами» - балконами на уровне второго и пятого этажей. Этажность была предопределена нормативами, требующими для более высоких зданий устройства лифтов. «Мосты»-балконы не только позволяют увеличивать жизненное пространство квартир, но и обеспечивают хорошую освещенность и проветриваемость дворовых пространств.

Третья категория - высокие здания, но не более 7 этажей. В них размещены, в основном, небольшие квартиры. В акцентном корпусе на перекрестке разместились большие квартиры, выходящие на три стороны, что особенно ценится во Франции. Три категории домов образовали ступенчатый ансамбль, связывающий два вида застройки, расположенные по разные стороны от комплекса, - усадебную пригородного характера и высотную городскую, что обеспечило ему важную градостроительную роль. Жилой комплекс Ля Курдангль Жилой комплекс Ля Курдангль был построен в городе-спутнике Парижа Сен-Дени, расположенном к северо-востоку от столицы, по заказу городского муниципалитета и организованного по этому случаю кондоминиума «Дионисийское жилище». Комплекс на 130 квартир, в основном небольшой площади для малообеспеченных слоев населения, представляет собой угловое здание с двором, что предопределило его название - «Угловой двор». Участок земли расположен среди современных жилых кварталов, сформированных крупнопанельными и монолитными железобетонными корпусами точечного и многосекционного типа высотой от 11 до 18 этажей. В соответствии с новыми веяниями комплекс «Угловой двор» размахнули на 95 метров вдоль улицы Огюста Пуллена и на 80 метров вдоль улицы Жана Мермо.

В состав комплекса помимо квартир входят подземный гараж на 230 мест и муниципальный детский сад-ясли. Комплекс строился в основном за счет бюджетных денег и на архитектурно-строительные фантазии средства были ограничены. В связи с этим строительная система сооружений, возводимых на деньги налогоплательщиков, должна использовать только один размерный модуль. На данном объекте проектировщики решили использовать уже апробированный ранее на жилье в г. Мари-ля-Валле модуль 5,6 м. В процессе работы над проектом много усилий было приложено к тому, чтобы обеспечить максимум естественного освещения в помещениях детских яслей, расположенных на первом этаже 4-этажной части, путем манипулирования объемами жилых ячеек, поверхностей и проемами фасадных стен. Оболочка здания составлена из нескольких «слоев» стеновых плоскостей, которые в зависимости от того, какой слой оболочки они формируют, имеют разный характер отделки. Первый слой, представляющий фасады лоджий, сделан из белого бетона. «Основная» стена отделана белым бетоном с полосами из терракотовой плитки.

Внутренние поверхности ниш окрашены синим цветом. Такой художественный прием усиливает визуальный отрыв плоскостей относительно друг друга и создает новое качество пространственных соотношений. Подхватив и даже усилив геометричность архитектуры старой массовой застройки, Ля Курдангль создал новое визуальное качество. Значительное место в создании ансамбля занимают растительные элементы в хорошо продуманном ландшафтном дизайне. Особую роль играет вертикальное озеленение. Жилой комплекс Шарко в Париже В Париже - городе, который давно сложился и даже научился в последние годы защищаться от ретивых «перестройщиков-прогрессистов» кучей законов, правил, ограничений - создавать новостройки намного тяжелее, чем в иных местах. Жилой комплекс Шарко в Париже, по мнению специалистов, воплощает мечту архитектора Анри Сириани об образцовой урбанистической системе, улучшающей жизненные условия парижан и демонстрирующей в полном объеме провозглашенные им идеи. Большинство квартир в этом комплексе, считающемся образцом социального жилищного строительства, являются двухуровневыми. Количество комнат колеблется от одной до шести.

Каждое жилище выявлено на фасадах в виде ячейки шириной 5,6 м и высотой в два этажа. Архитекторы обосновали столь высокую степень унификации образного решения необходимостью поиска оптимального модуля, который мог бы стать связующим звеном между двумя мерами - градостроительной и человеческой, масштабом постройки и масштабом жилища. Фасады излучают спокойствие и строгость, а индивидуальность находит свое воплощение в цветных акцентах выступающих балконов, в форме и цвете жалюзи и т.п. Самобытность зданию придают косые фасадные плоскости внутри обрамленных каркасом ячеек, обогащающие игру светотени и вносящие элемент неожиданности. Концептуальную индивидуальность зданию придает подъем уровня первого этажа по склону от угла вдоль улицы Шарко. Ссылкой на исторический контекст, хотя и очень отдаленный, можно считать аттиковый этаж, при том, что он не выглядит как привычная парижская мансарда.

Его появление вызвано известным ограничением высоты зданий, в том числе отметки карниза, либо той конструкции, которую можно считать его эквивалентом. За счет этой хитрости, ведущей свою историю с XVII века от архитектора Мансара, удалось немного увеличить выход площадей и повысить плотность застройки. Задумывая комплекс Шарко, построенный недалеко от нового комплекса Национальной библиотеки, Анри Сириани принял три концептуальных положения в качестве базовых: величие простоты, максимум разнообразия и привлекательность результата. Он считает, что архитектор должен мужественно и вдумчиво сохранять сложившийся облик города, поддерживая свойственный ему уровень простоты и ставить во главу угла уместность.


 

Печь и камин. Отделка отопительных печей. Чистка дымоходов. Ремонтируем камин своими руками. Облицовка печи плиткой.

 

Главная ->  Монтаж 



0.0051