Главная ->  Материалы 

 

Спортивные арены мира: новые архитектурные проекты


Зодчие, строящие стадионы, спортивные дворцы и автодромы, как правило, не столь известны широкой публике, как, например, те, кто возводит оригинальные гражданские строения. Деятельность многих «спортивных архитекторов» остается как бы в тени, хотя иногда они «творят» жемчужины зодчества (сегодня вряд ли кто-то назовет имя архитектора самой большой футбольной арены в мире — «Мараканы» на 200 тыс. зрителей, построенной в Рио-де-Жанейро к первенству мира-1950 по футболу). Об этой категории архитекторов чаще всего вспоминают только в дни больших и малых юбилеев или при осуществлении новых грандиозных спортивных проектов. Осень 2002 года ознаменовалась двумя неординарными событиями в сфере строительства спортивных сооружений, которые привлекли внимание мировой общественности. В Лондоне начался демонтаж известного всем футбольным болельщикам стадиона «Уэмбли», а в Мюнхене состоялась церемония закладки первого камня нового стадиона, на котором, предположительно, пройдет открытие XVII/ первенства мира по футболу.

В целом эти два мероприятия тесно связаны между собой: два крупнейших центра а Европы решили обзавестись не просто современными, но и уникальными с точки зрения спортивной архитектуры футбольными аренами. ПРОЕКТ «УЭМБЛИ-2» По расчетам специалистов, демонтаж «Уэмбли» затянется на 10 месяцев. Конечно, далеко не всем эта идея пришлась по душе.

Поступали различные предложения модернизировать арену, которая вмещала 68 тыс. зрителей. Однако организаторы реконструкции лондонского стадиона испытывали дефицит финансовых средств, поэтому сама идея о сносе старой и постройке новой арены вполне отвечала долгосрочным интересам бизнеса. Вначале британские инвесторы якобы соглашались на такой вариант, но затем появились опасения, что дорогостоящий проект может стать нерентабельным. В итоге на Туманном Альбионе необходимая сумма для строительства так и не была найдена.

Благо, что у англичан нашлись зарубежные финансовые «спонсоры». Примерно $660 млн. на сооружение нового «Уэмбли» было предоставлено немецким банком «Wesmarkereutsche Landesbank». Около $188 млн. было собрано путем проведения Национальной лотереи.

Футбольная ассоциация «наскребла» $160 млн., а правительство Великобритании - $80 млн. Итого получилось около $1,1 млрд. А швейцарский банк «Credit Suisse» пообещал выделить $52 млн. на «непредвиденные расходы». Начало строительства нового «Уэмбли» намечено на 2003 год, а завершение - на 2006 год.

Считается, что суперсовременная футбольно-легкоатлетическая арена должна стать главным козырем Лондона в борьбе за право проведения Летней Олимпиады-2012 (олимпийский отбор и конкурс состоятся в 2005 году) или первенства мира по футболу в 2014 или 2018 гг. Будущий стадион впечатляет не только масштабностью финансовой стороны дела, но и своим архитектурным решением. Проект спортивной арены был разработан фирмой «Фостер и партнеры» совместно с американским специалистом по дизайну Хоком Лобом.

На месте символов «Уэмбли» - двух знаменитых башен - соорудят 133-метровую триумфальную арку. Под стать внешнему виду будет и «внутренняя начинка» 90-тысячного стадиона. Во-первых, под трибунами решили создать беговую дорожку, как на «Стад де Франс» под Парижем. При проведении легкоатлетических соревнований первые ряды легко убираются (количество мест сократится всего на 10 тыс.), а вместо них укладывается беговая дорожка. Во-вторых, на новой арене фаны футбола будут чувствовать себя очень уютно. По словам директора Английской футбольной ассоциации Адама Крозье, каждый зритель будет иметь такие же удобства, как и члены королевской семьи в ложе старого «Уэмбли».

В-третьих, намечено создать большое количество туалетов (примерно 2000) и торговых точек (478), которые удовлетворят потребности всех болельщиков, пришедших на футбольный матч. В-четвертых, недалеко от нового стадиона планируется построить современный велодром, а также олимпийскую деревню (если Лондон выиграет олимпийский конкурс-2012). В-пятых, предполагается полностью решить проблему транспортировки зрителей к стадиону: к «Уэмбли» будет подведена новая станция метро и построена стоянка на 20 тыс. машин. По мнению А. Крозье, «Уэмбли-2» станет достойным преемником «легенды футбола», построенного 80 лет назад всего за 750 тыс. фунтов стерлингов, хотя по тем временам это была очень большая сумма. Новый стадион, продолжил он, непременно станет лучшим в мире, превзойдя по внешней красоте, внутреннему дизайну и набору современных услуг все ранее построенные спортивные арены. МЮНХЕН, МАДРИД И ДРУГИЕ Похоже, что футболистам лондонского «Арсенала» также надоело выступать на морально устаревшей арене «Хайбери». Благодаря настойчивости руководства, клуб получил от муниципальных властей лондонского округа Ислингтон площадку на строительство нового стадиона на 60 тыс. мест, поскольку старый вмещал всего 38500 (как известно, в Англии запрещены стоячие места). Борьба за выделение территории продолжалась почти два года.

Строительство новой арены будет накладным для акционеров «Арсенала». Для расчистки территории под стадион понадобится переселить в другое место 80 малых предприятий, соорудить мусороперерабатывающий комбинат, реконструировать две близлежащие к стадиону станции метро, построить за свой счет жилье для 2,5 тыс. лондонцев. Только затраты на подготовку площадки составят более $230 млн., а на сооружение самой футбольной арены - около $390 млн. Большую часть денег один из суперклубов Европы намерен получить от продажи прав на телетрансляцию матчей своей команды, а также от сдачи в аренду земли на месте существующего «Хайбери», служившего верой и правдой «канонирам» еще с 1913 года. Открытие новой суперарены намечено на 2004 год. Ежегодная предполагаемая прибыль от функционирования стадиона составит не менее $45 млн. Решил удивить и одновременно порадовать своих болельщиков Мюнхен. Уже подготовлен проект строительства новой футбольной арены.

Из десятка вариантов был выбран проект известных швейцарских архитекторов Херцога и де Маурона. Пока не решено, где все-таки будет построен суперсовременный стадион: на месте старого «Олимпишстадиона» (60 тыс. зрителей), созданного специально к Летней Олимпиаде-72 архитектором Понтером Бенишем, или в другом месте. Будущие хозяева стадиона -две баварские команды «Бавария» и «Мюнхен-1860» - просят предоставить территорию недалеко от центра. Планируется, что строительство стадиона в виде надувной лодки гигантских размеров на 66 тыс. зрителей обойдется примерно в $280 млн. плюс $200 млн. уйдет на создание различных коммуникаций. При этом 100 млн. евро предоставила ведущая страховая компания «Альянс», поэтому официально стадион будет называться «Allianz Arena».

Установка двух тысяч ромбов со специальными неоновыми лампами - это главная особенность внешней отделки сооружения. Поскольку на стадионе намерены проводить матчи две местные команды, то благодаря подсветке ромбы будут менять свои цвета: голубые, когда будет играть «Мюнхен-1860», и красные, когда на стадионе - «Бавария». Предполагается, что современный спортивный футбольный комплекс появится в 2005 году. От англичан и немцев решили не отставать и испанцы.

Мадридский «Реал» склоняет муниципалитет передать ему земельный участок, чтобы построить там новый стадион - ведь столица Испании намерена выдвигать свою кандидатуру на проведение Олимпиады-2012. Предполагается, что стоимость новой арены обойдется мадридцaм в $310 млн. Сейчас «Реал» намерен построить тренировочно-восстановительный комплекс, получивший название «Ciudad del Madridismo», стоимостью $75 млн. Новые стадионы на 90 тыс. зрителей намеревались соорудить римские клубы - «Лацио» и «Рома». Но затем эта идея отпала. АЗИАТСКИЕ ЧУДО-СТАДИОНЫ В последние 40 лет азиатские страны, ставшие хозяевами престижных спортивных соревнований, удивляли мир новизной архитектурных форм и «технической навороченностью» при строительстве спортивных арен. Вспомним многофункциональный олимпийский комплекс «Йойоги», построенный специально к Летним Играм-64 в Токио. Это - один из многочисленных проектов, созданных известным японским архитектором Кэндзо Танге.

На строительство стадионов к первенству мира-2002 по футболу Япония и Корея потратили огромные средства - около $5 млрд. (при этом корейцы - около $2 млрд.). Заметим, что все стадионы были построены по проектам местных зодчих. Архитекторы Европы и Америки не смогли составить конкуренции японским и корейским зодчим. Возможно, это связано с особенностями «архитектурной ментальноcти» европейских и заокеанских мастеров, которые вряд ли были способны воплотить в своих проектах национальный колорит Японии и Кореи. Каждая из футбольных арен в Корее обошлась организаторам в $160-250 млн. в зависимости от размеров стадионов и их вместимости.

Самая впечатляющая как произведение спортивного зодчества - арена на 42,5 тыс. мест в городе Согвипо на курортном острове Чеджудо. Издалека она напоминает огромный корабль, плывущий по голубым волнам. По мнению президента УЕФА Леннарта Юханссона, стадион в Согвипо один из самых красивых архитектурных сооружений не только в Азии, но и в мире. Футуристический дизайн стадиона дополняют оригинальной архитектурной формы океанариум, аквапарк, рынок и множество ресторанов. Особого внимания и отдельного описания заслуживает спортивная арена в японском Саппоро. В 1996 году городские власти объявили конкурс на проект стадиона, где можно было бы принимать не только футболистов, но и бейсболистов, рок-звезд с их концертами и художников с выставками. Победу в конкурсе одержал архитектор Хироши Хара, который признался, что трудился над проектом ради... собственного развлечения. В проекте Х.. Хара множество оригинальных решений.

Так, одна из стен арены является раздвижной. Поле для игры в футбол - это симбиоз стали и бетона, стекла, песка и травяного покрова. При необходимости это поле можно «загнать» под крышу, высота которой 68 метров. А для появления вместо футбольного поля бейсбольного, находящегося внутри спортивного комплекса, достаточно нажатия специальной кнопки. Общая площадь чудо-арены - более 300 тыс. кв. м. Соорудили «Саппоро Доум» в рекордные сроки - всего за 15 месяцев. Красивый двухъярусный стадион на 70 тыс. зрителей украсил Йокогаму, где и состоялся финал первенства мира-2002 по футболу. Арена занимает огромную территорию в 70 га - Шин-Йокогама Атлетик Плаза. У нее есть своя стальная крыша, способная защитить игроков и спортсменов от дождя и солнца.

На стадионе установлено два огромнейших экрана для демонстрации самых интересных моментов игр. Арена чем-то напоминает летающую тарелку. Возле нее построили современный водный комплекс «Спорт Коммюнити Плаза». А вот крыша стадиона «Мияги» в одноименном городе полностью повторяет форму боевого шлема могущественного клана Датэ, который правил здесь в период феодализма. Сама Арена размещена на гористом побережье и завораживает своим архитектурным великолепием. Стадион «Большой лебедь» в Ниигате обязан своему названию прозрачной тефлоновой крыше. Сверху он напоминает расположенные неподалеку лагуны, где обитают лебеди.

СООРУЖЕНИЯ-РЕКОРДСМЕНЫ Самым большим стадионом мира является «Маракана» в Рио-де-Жанейро на 200 тыс. зрителей, который построили специально к чемпионату мира-1950 по футболу. Бразильцы соорудили «эту махину» всего за два года и за американские деньги - $800 млн. Очень большим считается стадион в Мексике «Ацтека» на 115 тыс. мест, на котором проводились чемпионаты мира по футболу в 1970 и 1986 гг. Один из самых дорогих стадионов в мире - проект «Уэмбли-2». Сооружение новой арены «Миллениум» в уэльском Кардиффе обошлось в $294 млн., олимпийской «Австралии» в Сиднее-2000 на 110 тыс. мест - в $440 млн., а «Стад де Франс» в Париже, построенного специально к чемпионату мира-98 по футболу, - в $400 млн. Специально к первенству мира-2002 по баскетболу в американском Индианаполисе (в 300 км от Чикаго) были обновлены две арены на 52 тыс. зрителей. Одна из них - «RCA Dome» вмещает более 33,4 тыс. фанов, а другая - «Conseco Fieldhouse» - 18,5 тыс. Первая «громадина» была построена в 1984 году и обошлась в $183 млн., вторая стоила в 2 раза меньше. Совсем недавно будущие организаторы первенства мира-2006 по баскетболу - японцы - представили на суд широкой общественности чудо-стадион «Saitama Super Arena», расположенный недалеко от Токио.

Ее уникальность в том, что арена может трансформироваться, меняя свою вместимость от 22 до 36 тысяч зрителей. В 1975 году в Новом Орлеане на юге Америке (штат Луизиана) состоялось открытие арены «Суперкупол» на 95 тыс. зрителей, строительство которой обошлось в $180 млн. Критики сравнивают спортивное сооружение с огромной суповой миской. Поражает диаметр купола - 221 метр, а его высота как у 27-этажного здания. Внутри здания находится игровое поле гигантского размера (площадь около 14.900 кв. м). В здании совсем нет окон, зато есть установка с электронным управлением по поддержанию комфортного для зрителей климата.

На огромных видеоэкранах демонстрируются повторы матчей. Внутри здания 15000 осветительных приборов и 32 эскалатора. Многие специалисты критиковали осуществление гигантского проекта, поскольку слишком большим казался жителям города «Суперкупол». Это здание - многофункционально. Оно используется как стадион для проведения матчей по американскому футболу, соревнований по баскетболу и боксу, а также многочисленных собраний и концертов. Появившийся в столице Швеции в конце 80-х годов концертно-спортивный комплекс «Глобус» стал архитектурной достопримечательностью не только города, но и европейского континента. Он построен в южной части Стокгольма. Проект был профинансирован частными компаниями.

По их расчетам, возведение большой спортивной арены должно было оживить деловую активность этого района шведской столицы. Его купольная крыша, поднятая на высоту 30-этажного дома, видна издалека. Построили его всего за три года к очередному первенству мира по хоккею-89. Громадный белый шар стал «фирменным знаком» миллионного Стокгольма. Этот шар (в поперечнике - 110 м, а в высоту - 85 м), в который вписана арена, внесен в книгу рекордов Гиннеса. Стальная скелетная арматура покрыта в нижней части бетоном, а выше - специальными сэндвичами из алюминия с тепло- и звукоизоляцией . Зал может принять 17 тыс. зрителей. В нем установлено 42 дорогие ложи для VlP-пepсон.

Рядом со спортивной ареной был построен целый городок с ресторанами, гостиницами, офисами, жильем и гаражами под землей на 1300 машин. Известный итальянский архитектор Ренцо Пьяно построил стадион «Нуово Коммунале» в городе Бари (юг Италии) на 58 тыс. зрителей. Как и в музейном комплексе на плато Бобур в Париже, многие вспомогательные элементы сооружения вынесены наружу. Внешне стадион в Бари похож на здоровенную трубу в виде эллипса.

Весьма своеобразно архитектурное решение стадиона в Торонто (Канада). Он напоминает огромнейшую чашу, над которой возвышается 20-метровая башня. Это спортивное сооружение обошлось городу в $427 млн. Есть спортивные достопримечательности и в Украине. Летом 2002 года в центре Сум открылся современный универсальный манеж стоимостью 40 млн. грн. (более $7,5 млн.), который не имеет аналогов в Украине.

Даже Киев не может похвастаться таким спортивным объектом. Поражает специалистов не только архитектурный замысел и его воплощение. Его соорудили по проекту украинских архитекторов сумские строительные организации всего за 17 месяцев. Здесь могут соревноваться легкоатлеты, волейболисты, баскетболисты, борцы. Системы отопления и вентиляции - от австрийской компании «Фривент», а многоуровневая система освещения - от голландской «Филлипе».

В манеже положена дорожка итальянской фирмы «Мондо», которая до сих пор была только на киевском НСК «Олимпийский». Этот дворец по внутренней спортивной начинке напоминает знаменитый пирамидальной формы дворец Берси под Парижем на 17 тыс. зрителей, где проводятся состязания по 22 видам спорта. Манеж в Сумах общей площадью 11300 кв.м (главный зал - 5400 кв.м) отвечает всем техническим и эксплуатационным нормам ИААФ. То есть в Украине создан новейший спортивный комплекс, который позволит подготовить наших атлетов к Летним Олимпиадам в Афинах-2004 и Пекине-2008. СПОРТИВНЫЕ АРЕНЫ КИЕВА Вопрос сооружения в Киеве большого стадиона или оборудованной спортивной площадки возник еще в 1914 году. Было намечено разместить его на территории современного Пушкинского парка. Но первая мировая война, октябрьский переворот в России резко изменили эти планы: все работы были прекращены. В 1923 году вопрос о строительстве стадиона был снова поднят. Планировалось построить арену на 14 тыс. мест на склонах Черепановой горы.

Но и этот проект не был осуществлен. Главный киевский стадион на 50 тыс. зрителей построен перед войной, и его открытие было намечено на 22 июня 1941 года. По известным причинам торжественный ввод в эксплуатацию стадиона был перенесен. В 60-х годах достроили верхний ярус на 50 тыс.

Последняя реконструкция была проведена в 90-х годах. Украина должна была выполнить требования УЕФА в связи с выступлением киевского «Динамо» в Лиге чемпионов. Число мест на стадионе со 100 тыс. было сокращено до 83 тыс. Вместо деревянных лавок были установлены пластиковые места.

Сегодня стадион требует не просто косметического ремонта, а капитального. Были даже предложения перенести НСК «Олимпийский» за пределы Киева, как в других евространах. А освободившиеся территории использовать для строительства торгового центра, автостоянки, отелей, ресторанов, и большую часть сооружений «зарыть» под землю на 18 м. Но это в большей степени мечта, поскольку найти деньги на демонтаж стадиона и строительство нового в наше время не очень просто. Тем более, что, по признанию специалистов, большие стадионы - это убыточные проекты. Заметим, что старый НСК «Олимпийский» - это сложный организм, складывающийся из нескольких сооружений, на котором можно проводить соревнования по семи видам спорта. На арене и вокруг нее расположены беговые дорожки, секторы для прыжков и метаний, закрытые и открытые теннисные корты, в также легкоатлетический стадион в верхней части комплекса, футбольные поля для тренировок, ледовый дворец «Крыжинка», поля для игры в пейнтбол, площадка для экстремалов, учебный бассейн, тренажерные комплексы. И все это находится в реликтовом парке. Существует фантастически привлекательный проект, разработанный специалистами Киев-ЗНИИЭПа - создание ажурного «потолка» над главной спортивной ареной страны, чтобы приблизить его к европейским стандартам, строительство трех бассейнов (50-метрового и двух 25-метровых) и универсального спорткомплекса с несколькими залами. Сооружение такого комплекса обойдется в $400 млн.

Примерно 70 млн. грн. нужно для реставрации стадиона: усовершенствования системы освещения, замены электронного табло, обустройства территории, в частности Алексеевского парка, ремонта правительственной ложи и представительских помещений, а также теле- и радиоинформационного комплекса и колоннады центрального двора (сейчас она находится в аварийном состоянии), перекладки инженерных сетей. Таких денег пока нет. Стадион едва находит средства на приведение в порядок зрительских мест. Недавно объявлен тендер на подрядчика по монтажу защитных бетонных ограждений верхнего яруса чаши стадиона. По свидетельству директора НСК «Олимпийский» Сергея Демидова, из бюджета выделено всего 10% запрашиваемых средств. А где взять остальные? Рассматриваются варианты с участием иностранных инвесторов, но, к сожалению, последние не спешат раскошелиться. Намечено осуществить и реконструкцию киевского стадиона «Динамо» им. В. Лобановского, чтобы превратить его в небольшую уютную арену, одну из самых лучших в Европе.

Планируется, что после надстройки спортивная арена будет вмещать примерно 40 тыс. зрителей. Каждая трибуна будет накрыта козырьком. Появятся на стадионе и VIP-ложи, рестораны. Но чтобы достроить одну из трибун, следует вырубить часть парковой зоны. Пока нет никаких планов по модернизации морально устаревшего Дворца Спорта, построенного в 60-годах прошлого столетия недалеко от НСК «Олимпийский». Причина банальна - у города нет денег. Возможно, ситуация изменится через 5-7 лет.

Киев планирует выставить свою кандидатуру на проведение Летней Олимпиады-2016. В ближайшее время столица Украина намерена подать предложение в FIA о строительстве трассы для соревнований по «Формуле-1». Если такое решение будет принято, то проектом займется немецкая фирма «Тилке».

Только ей международная автомобильная федерация поручает разрабатывать проекты и воплощать их в жизнь. Несколько лет назад трассу планировалось разместить почти в центре города - на Трухановом острове. Сейчас прорабатываются проекты постройки трассы в районе Дарницы возле Бориспольского шоссе или на киевском автодроме «Чайка». По предварительным данным, на строительство трассы на 100 тыс. зрителей необходимо найти $150-200 млн. (например, трасса в малазийском Сепанге обошлась в $250 млн.). По расчетам специалистов, деньги могут окупиться довольно быстро. Кстати, в странах, где проводятся гонки, все трассы находятся за пределами больших городов - на расстоянии 30-40 минут езды на машине от главных туристических центров (например, от Милана, Монреаля, Болоньи, Сан-Марино) или на расстоянии 110-250 км от больших городов (Кельна, Парижа, Вены).

Сооружение «болидной трассы» тянет за собой создание цепи современных отелей, ресторанно-развлекательных заведений, поскольку болельщики, приезжающие на 3-4 дня на соревнования «Формулы-1», любят пошуметь, отдохнуть и потусоваться. А это, как показывает мировой опыт, всегда выгодно.


 

ГРАБЛИ В СТОРОНУ! (садовые измельчители и пылесосы). Ручные инструменты для деревообработки. "ПЕРФОРАТОРЫ: СЛОЖНАЯ ПРОСТОТА". Тренажерный зал в квартире. Правила распиловки и обработки ДСП.

 

Главная ->  Материалы 



0.0021