Главная ->  Материалы 

 

Пейзажный стиль садово-паркового искусства.


Пейзажный (ландшафтный) стиль садово-паркового искусства, сложившийся в начале XVIII века в Англии, явился, как и стиль французский, отражением господствующих в то время социально-политических идей.      Англия XVIII века представляла собой передовое, с развитой промышленностью государство. Интенсивный экономический рост производства способствовал концентрации свободных денежных средств в руках владельцев промышленных предприятий, так в английском обществе формировалось новое сословие, именуемое буржуазией. В отличие от родовой знати, кичившейся своими многовековыми родословными, но не приносившей обществу реальной пользы, буржуа занимались делом. Благодаря своим деловым и организаторским качествам представители нового сословия накапливали не только богатства, но и необходимые для развития общества знания. Именно из буржуазной среды выдвинулись философы-просветители, деятельность которых дала основания назвать XVIII столетие эпохой Просвещения. Небывалый интерес к историческим дисциплинам, античной культуре и национальным особенностям соседних стран, широкое обсуждение философских трактатов Дж.

Локка, Д. Дидро, Вольтера, Ж. Ж. Руссо и других просветителей — вот характерные черты той эпохи.      «Назад к природе!» — этот лозунг, провозглашенный Ж. Ж. Руссо в одном из сочинений, отразил духовные стремления передовой общественности. Идея «естественного человека, живущего в естественных природных условиях», получила выражение практически во всех направлениях искусства XVIII века.      Идея духовного и физического единения с природой не могла обойти стороной и садово-парковое искусство. Усадьбы состоятельных англичан претерпели существенные изменения в планировке: дорожки и площадки стали располагаться произвольно, четкие геометрические очертания полян, лужаек и водоемов приобрели свободные контуры, на первое место вышла живописность естественного ландшафта. Типичными примерами пейзажного стиля планировки являются сады в местечке Стоу, созданные знаменитыми английскими садоводами Чарльзом Бриджманом и Уильямом Кентом.      Некоторые исследователи полагают, что значительное влияние на формирование английского стиля садово-паркового искусства оказало знакомство европейцев с пейзажными парками Китая. Однако знакомство с традиционной культурой стран Востока, состоявшееся благодаря стараниям знаменитого путешественника Марко Поло, не помешало развитию во многих государствах Западной Европы регулярного стиля планировки.

     Идеи китайского садоводства (сады и парки должны отражать философское и религиозное восприятие мира), как правило, не находили выражения в европейских пейзажных насаждениях XVIII столетия. Данью моде являлось устройство в парках беседок, пагод, мостиков и павильонов в китайском духе. Иными словами, воспринималась лишь внешняя, созерцательная, а не духовная сторона восточного садово-паркового искусства. Только к началу XX века европейцы прониклись философскими идеями Востока, базирующимися на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, и воплотили их в ландшафтном искусстве и архитектурных сооружениях своего времени.      На основании изложенного выше можно сделать вывод, что формирование пейзажного стиля планировки в странах Европы явилось результатом исторического развития общества, а не следствием слепого копирования восточных традиций.      Для европейских пейзажных садов характерно следующее: • неровный рельеф, в котором плоские участки чередуются с возвышенностями и склонами, овраги — с природными водоемами, создается на примере существующего природного ландшафта; • свободная планировка участка, асимметричность расположения, отсутствие прямых линий; • архитектурные сооружения гармонично вписываются в пейзаж, являются его своеобразным дополнением, служащим для обогащения ландшафтного вида; извилистые дорожки, располагающиеся в произвольном порядке, объединяют отдельные участки сада или парка. Обычно такие дорожки делают из природных материалов: камней, спилов древесных стволов, устойчивых к вытаптыванию газонов. • точка, из которой можно рассмотреть всю озелененную территорию, отсутствует, отдельные живописные участки раскрывают свои красоты лишь по мере продвижения от одного к другому; • водоемы, независимо от их происхождения (естественные или искусственные), должны гармонично вписываться в природный ландшафт участка: неровная береговая линия, наличие на ней естественных материалов (гальки, песка) и околоводных растений призваны подчеркивать природный характер прудов и озер; • цветник из декоративных садовых цветов желательно разбивать вблизи дома, на остальной территории можно высаживать красивоцветущие полевые и лесные многолетники; •  древесно-кустарниковые композиции из растений местного происхождения приобретают первостепенное значение, при этом учитываются декоративные особенности пород и их способность к формированию фитоценоза; • большое значение придается правильному расположению растений на участке, ибо от этого в большей степени зависит распределение света и тени, а также создание оптимальных условий жизнедеятельности; • в ландшафтных парках и садах партерные посадки обычно заменяются красивыми лужайками, бассейны и каналы правильной формы — водоемами нечетких контуров, рядовая аллейная посадка — расположенными в произвольном порядке, группами или солитерно деревьями и кустарниками. По материалам книги "Все о декоративных деревьях и кустарниках" Сергиенко Ю.В.


 

Техноголия устройства водоема с жесткой гидроизоляцией. Современные системы полива. ГЕРМЕТИКИ: ВИДЫ, ПРИМЕНЕНИЕ, ЦЕНЫ. Лепной декор. Оформление сада с помощью цветовых оттенков.

 

Главная ->  Материалы 



0.0053