Главная ->  Материалы 

 

Фастовский костел


Первый римско-католический храм в Фастове появился в конце XVI века. Тогда, в 1593 году, Иосиф Верещинский, первый латинский епископ Киева, построил в Фастове замок и костел, а вскоре открыл типографию. В XVII ст. в Фастове существовали также католические ордена: иезуиты и бернардинцы. Иезуиты занимались образованием - в городе ими была открыта гимназия, а также пасторской деятельностью в парафии. Бернардинцы вели проповедническую деятельность. В «Словаре географическом Королевства Польского и иных земель славянских» (Варшава, 1880 г.) указаны следующие сведения о первых фастовских костелах. В 1723 году бискуп Самуэль Орга построил новый костел на месте старого. В 1768 году отряды гайдамак, возглавляемые Швачкой и Бондаренко, ограбили и сожгли его.

Новый костел, построили только в 1793 году. В начале 1902 года в канцелярию Киево-Печерского и Волынского генерал-губернатора поступило письмо от Киевского губернатора, в котором сообщалось: «...существующий ныне в городе Фастове костел -деревянный, очень ветхий и недостаточно вместительный... Костел расположен позади строений обывателей г. Фастова на расстоянии нескольких верст от Фа-стовской Воскресенской церкви и около 1 версты от Фастовской Покровской церкви... Ввиду недостаточной вместительности и ветхости существующего костела в постройке вместо него нового костела с увеличением размеров такового, в действительности встречается надобность».

Рассмотрев письмо и прилагающиеся к нему три проекта нового строения, генерал-губернатор ответил: «... со стороны главного начальника края не встречается препятствий к удовлетворению настоящего ходатайства просителей». Какие проекты рассматривал генерал-губернатор, кто были их авторы -об этом документы умалчивают. Сохранился только утвержденный проект - архитектора В. Домбровского, по которому и начали в 1903 году строительство костела. Некоторые документы (проект, план) сохранились в фондах архива Киевской области.

В 1906-1908 гг. в строительстве костела принимал участие украинский архитектор Ф. А. Троупянский (1874-1949 гг.) - соавтор проекта и руководитель строительных работ. В 1909 г. основные строительные работы были завершены, однако собранных общиной средств не хватало на украшение фасадов и интерьера храма. Ксендз костела С. Шептицкий почти два года был вынужден рассыпать прошения и «ходатайства» губернским властям о денежной субсидии, которая дала бы возможность завершить строительство храма. В августе 1911 года киевский губернатор снова пишет письмо губернатору области: «Бывший настоятель Фастовского, ныне настоятель Киевского св. Александра римско-католического прихода, ксендз Шептицкий, ввиду недостатка средств для окончания постройки нового костела в Фастове, обратился ко мне с ходатайством о разрешении устроить в здании того же костела будущего сентября религиозный концерт при участии Суржинского, Боронат, Барцевича и ксендза Павловича с тем, чтобы чистый доход от этого концерта был обращен на окончание постройки костела». В программу были включены произведения Баха, Генделя, Рейбера, Корелли, Шумана. Ответ пришел из Министерства внутренних дел: «... разрешить устроить 11 будущего сентября в Фастовском костеле религиозный концерт... с обращением дохода от означенного концерта на окончание постройки костела в Фастове...» В том же году строительство костела было завершено, и он предстал во всей своей красе и величии. Архитектура реликвии Построен костел в романо-готиче-ских формах, характерных для архитектурных сооружений последней четверти XIX века.

На фундаменте из бутового камня возведены стены из желтого кирпича. Конструкции крыши были изготовлены из сосны и покрыты зеленой и красной черепицей. Цоколь обложили плитами неполированного гранита. Оконные проемы украсили цветными витражами, а стены - барельефами из песчаного бетона.

В интерьере храма сразу привлекают внимание галерея, хор, пол, выполненный узорчатой метлахской плиткой, стройные пилястры и колонны с пышными капителями. Традиционная тринефная базилика с трансептом вытянута с запада на восток и имеет форму креста (базилика - прямоугольное строение, разделенное колоннами на ряд продольных галерей (нефов). В середине XIX века этот тип строений начали использовать под церкви. Трансепт - поперечная часть (или поперечный неф) базиликального сооружения. Главный, западный, фасад привлекает наибольшее внимание. Его венчают две башни, между которыми расположен центральный вход в костел. Над входом - большое круглое окно («роза»), традиционный элемент готических храмов. Венчает фасад фронтон. Костел имеет существенную особенность.

Западный фасад сооружения асимметричный. Асимметрия проявляется во всем, начиная с архитектурных объемов и заканчивая деталями: элементами декора, формами оконных проемов и т. д. Две его башни одинаковы в плане, внешне абсолютно различны. Южная почти вдвое выше северной, четырехугольная по всей высоте, со сквозными спаренными арками в верхней части. Северная башня на уровне первого яруса повторяет внешне контуры южной, но выше ее конструкция усложняется. Это уже практически две башни - стройная круглая и приземистая граненная. Такой непривычный прием строения фасада - прежде всего, дань модерну, стилю, занимающему в то время одно из главных мест в европейской архитектуре. Влияние модерна было настолько сильным, что меняли внешний вид не только жилые дома и общественные здания, но и такие стабильные и традиционные сооружения, как культовые. В художественной манере исполнения барельефов также выразительно ощущается влияние модерна. На главном фасаде размещена скульптура епископа и сюжетная композиция «Христос благословляет детей».

В тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Несение креста» и скульптура Богоматери с младенцем над боковым входом; в тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Моление о чаше». По мнению Е. В. Тимановича, известного специалиста по истории и теории архитектуры, эти сюжетные композиции выполнены скульптором итальянского происхождения Элио Саля, который приехал в Киев в конце 90-х гг. XIX века по приглашению В. Городецкого, для того чтобы создать скульптуры для Музея древностей и искусств (сегодня - Государственный музей Украинского изобразительного искусства). Кроме того, им выполнены скульптурные украшения «дома с химерами» на Банковой 10, Николаевского костела, банка.

Фастовский костел с его подчеркнутой асимметрией в решении архитектурных форм и модернистским трактованием сюжетов барельефов -показательное сооружение, так как отражает процесс формирования в архитектуре Украины художественных принципов нового стиля - модерна. Не все архитекторы воспринимали его и внедряли в свои произведения, тем более - в культовых сооружениях, где должны быть выдержаны устоявшиеся нормы и каноны. Поэтому костел, созданный В. Домбровским и Ф. Троупянским - это результат оригинального мировосприятия зодчих, которые, объединив традиции и новаторство, сумели создать выдающееся произведение.

Разруха и упадок Во времена СССР костел переоборудовали в складское помещение. Потянулись серые, пустые, однообразные годы разрухи. Храм тихо умирал. В начале 80-х гг. XX века в костеле решили разместить краеведческий музей.

Институт «Укрпроектре-ставрация» провел необходимые исследования, разработал проект реставрации здания. Но все осталось на бумаге. В 1988 году Фастовский горисполком обратился в этот же институт с просьбой изменить проект: вместо музея костел решили переоборудовать под органно-концертный зал. К тому времени сооружение уже дошло до полного запустения: был полностью разрушен пол, выбиты двери, уничтожены оконные витражи и часть черепичного покрытия крыши, разрушены ступени и даже местами разобран цоколь из бутового камня. Фасады были покрыты многочисленными трещинами, элементы архитектурного декора казались безнадежно испорченными. Возрождение традиций В 1991 году костел передали законному владельцу - римско-католической громаде, которой попечительствует орден доминиканцев. Настоятелем парафин и приором монастыря стал отец Зигмунд Козар.

По его инициативе в костеле начались реставрационные работы по проекту киевского архитектора Юрия Дмитриевича. Реставрационные аботы выполнили польские фирмы «Будимекс», «Будо-поль» и «Энергополь». Последние годы над реставрацией храма работал Леонид Бентя, фастовский инженер, а также польская фирма «Тарбуд».

20 сентября 2003 года состоялась торжественная месса, посвященная 100-летию фастовского костела.


 

Крыша с "характером". Теплая «одежда» для трубы. Гидроизоляция изнутри. Лучше черепицы - только черепица.. Молдиги в интерьере.

 

Главная ->  Материалы 



0.0017