Главная ->  Покрытия 

 

"...меня не надо учить, какое сырье выгодно покупать..."


Компания “Энран” — один из последовательных оппонентов инициаторов антидемпингового расследования относительно импорта польских и словацких ламинированных ДСП. Напомним, что данное расследование инициировано в первых числах января 2004 г. производителями ДСП — ООО “Свиспан Лимитед” (г.Костополь, Ривненская обл.) и ООО “ЛК Интерплит Надворная” (г.Надворная, Ивано-Франковская обл.). Инициаторы предложили повысить существующую ныне ввозную пошлину (15%) до 34,78% — для словацких плит и до 20,93% — для польских. Один из аргументов жалобщиков — в случае неприменения антидемпинговых мер пострадают производители мебели. Как оказалось, “Энран” — одна из компаний-лидеров в сегменте производства офисной мебели в Украине и старожил отечественного мебельного рынка — придерживается противоположной точки зрения. ОБ АНТИДЕМПИНГОВОМ РАССЛЕДОВАНИИ — В конце мая вы совместно с Украинской ассоциацией мебельщиков (УАМ) и компанией “Меркс” в очередной раз выступили против применения антидемпинговых мер в отношении импорта ДСП из Словакии и Польши.

Что послужило поводом для организации пресс-конференции? — 15 апреля в Минэкономики состоялись слушания по этому вопросу. Согласно процедуре, участники заседания должны были направить друг другу письменные варианты своих выступлений. Однако инициаторы антидемпингового расследования проинформировали об этом только представителей Минэкономики. И поскольку образовался информационный вакуум, мы решили обнародовать результаты данного слушания. — Как показывает пример с антидемпинговым расследованием, ваш бизнес подвержен различным рискам, связанным с обеспечением завода сырьем. Не думаете ли вы организовать производство ДСП в Украине?

Например, насколько известно БИЗНЕСу, в свое время компания “Энран” купила Закарпатский лесокомбинат. — Действительно, еще в конце 90-х годов мы приняли решение о развитии предприятия путем вертикальной интеграции. Поэтому в 2000 году приобрели Закарпатский лесокомбинат (г.Хуст, Закарпатская обл.), который уже лет восемь “лежал” и методично разворовывался. Мы организовали на предприятии производство шпона и плит из массива бука. И получили доступ к сырью. Теперь что касается антидемпингового расследования. Если бы польские или словацкие производители экспортировали в Украину мебель по демпинговым ценам (их продукция при пересечении украинской границы ввозилась бы по ценам ниже себестоимости), то мы бы сами принимали контрмеры. Компании же “Свиспан Лимитед” и “ЛК Интер-плит Надворная” в жалобе в Межведомственную комиссию по международной торговле представили свои собственные исследования, результаты которых официальная статистика не подтвердила.

Мы, например, направляли запросы относительно цен на ДСП в Гостаможслужбу и Госвнешинформ. Поскольку официальные справки этих ведомств полностью опровергли данные инициаторов антидемпингового расследования, в данном случае речь идет о манипуляции цифрами. — Жалобщики утверждают, что их ассортимент ДСП вполне удовлетворяет спрос на украинском рынке, но их продукцию не хотят покупать, поскольку на аналогичные польские и словацкие плиты цены ниже. — Я работаю на мебельном рынке уже 10 лет. И меня не надо учить и убеждать, какое сырье выгодно покупать компании. Если в Украине в достаточном количестве и ассортименте будут производить хорошие ДСП, я не стану врагом своему бизнесу.

Предприятию гораздо выгоднее покупать продукцию здесь, чтобы не зависеть от таможенных процедур. При этом нам не нужно будет держать гигант-ские склады под ДСП. Ведь на доставку продукции уходит около двух недель. И чтобы не было перебоев с сырьем, мы вынуждены содержать складской буфер емкостью более 1,5 тыс.куб.м ДСП, замораживать много средств. — В письме “Свиспан Лимитед” по поводу недавней пресс-конференции УАМ говорится, что заявление о монополизации рынка двумя разными предприятиями (имеются в виду “Свиспан Лимитед” и “ЛК Интерплит Надворная”. — Ред.) может делать человек, не владеющий ситуацией. Как бы вы прокомментировали это высказывание? — Возникает вопрос: два ли это разных предприятия? Оба украинских завода по производству ДСП, инициировавших расследование, на 98% принадлежат двум швейцарским компаниям, которые зарегистрированы в кантоне Zug (в кантоне проживают 20 тыс. чел., зарегистрированы около 12 тыс. корпораций. Федеральный налог на прибыль составляет 0%. — Ред.). Эти компании купили украинские заводы в 2003 г. и сейчас продают свою продукцию под одной торговой маркой WBM через компанию “Промбудсервіс”.

Непосредственно же на заводе купить ДСП мы не можем. При этом разница между заводской ценой и ценой “Промбудсервісу” — около 30%. Более того, у нас есть информация, что реальные владельцы украинских заводов купили фабрику в Эстонии и оттуда импортируют ДСП в Украину. Но дело в том, что на украинском рынке дефицит ламинированных плит.

Зачем организовывать предприятие в Эстонии? Инвестируйте в производство здесь. На слушаниях в Минэкономики 15 апреля представители одной из компаний — инициаторов расследования заявили, что купили и привезли в Украину мощную линию по производству ДСП, но не могут начать ее монтировать из-за неопределенности в отношении импортных поставок польских и словацких ламинированных плит. Мне это было смешно слышать. — Почему? — Для меня, как для бизнесмена, странно, что инвестор, который потратил 95% бюджета инвестпроекта на закупку и доставку линии, сомневается, тратить ли ему еще 5%. Это при том, что во второй половине 2003 г. имел место ажиотажный спрос на рынке, потребители выстраивались в очередь за продукцией компании. Покупателям приходилось забирать “горячие” плиты, а ведь они должны отлежаться как минимум трое суток.

И при этом инициаторы расследования заявляют, что не могут определиться — монтировать им новую линию или нет. Подобные истории рассчитаны на непрофессионалов. — Инициаторы антидемпингового расследования апеллируют к тому, что еще в 2001 г. вследствие демпинга при импорте ДСП украинские заводы оказались на грани катастрофы. И если бы не письмо Гостаможслужбы, которым были введены минимальные индикативные цены, производство в Украине остановилось бы. Может, сейчас сложилась схожая ситуация? — ООО “Свиспан Лимитед” и ООО “ЛК Интерплит Надворная” были организованы в первой половине 2003 г. и к тем событиям не причастны. А то, что украинские заводы в 2002 г. добились появления письма таможни о введении минимальных индикативных цен, дейст-вительно дало эффект. Но к демпингу это никакого отношения не имеет. Давайте называть вещи своими именами — просто шла борьба с “серым” импортом, объемы которого сейчас сильно уменьшились. — Как отразится на вашей деятельности введение антидемпинговых пошлин? — По нашим расчетам, для “белых” импортеров ставка пошлины вырастет настолько, что цена на их ДСП увеличится в среднем с $4-4,1 за 1 кв.м до $5,3-5,4 за 1 кв.м (с учетом уплаты пошлины и НДС).

У “серых” же поставщиков цена поднимется только на 50 центов за 1 кв.м (с $3,6 до $4,1 за 1 кв.м). Это снова послужит стимулом к резкому увеличению доли импорта ДСП по “серым” каналам. Мы же поднимем цены на готовую продукцию на 12-15%. — И все равно будете импортировать ДСП из Польши и Словакии? — Да. Потому что если мы начнем покупать продукцию у инициаторов расследования, мебель перестанут покупать у нас. Что касается строительства собственного завода по производству ДСП, то для этого нужны большие инвестиции. Кроме того, быть новичком в этой сфере чревато для бизнеса компании. — А большие инвестиции — это сколько? — Чтобы завод был рентабельным, нужно вложить минимум $50 млн. Наверное, в Украине надо сразу строить хороший завод, который выпускал бы широкий ассортимент продукции. А на это потребуется уже $200-250 млн.

В развитие же Закарпатского лесокомбината мы вложили всего $4,5 млн. В Европе сейчас пять основных игроков — производителей ДСП. Они открывают эффективные заводы, умеют профессионально ими управлять.

Эти игроки известны всем. Один из них — швейцарская группа Krono, которая владеет заводами в Восточной Европе — открыл фабрику в Украине (завод “Кроно-Львов”) и собирается запустить еще одну (“Кроно-Осмолода”). Между прочим, “Кроно-Львов”, а также киевский завод “Аверс” в расследовании не участвуют. При этом самое неприятное, что расследование в отношении импорта ламинированных ДСП было начато при полной поддержке Департамента легкой, мебельной и деревообрабатывающей промышленности Минпромполитики. Но поскольку заинтересованные стороны выступили против введения антидемпинговых пошлин, нам удалось показать, что цифры жалобщиков не сходятся с реальными. Отмечу, что жалоба составлена очень противоречиво: в ней около 40 неточностей УКРАИНСКИЙ РЫНОК ламинированных ДСП Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. Потребление ламинированных ДСП в Украине, тыс.куб.м 197,603 310,733 462,818 Потребление ДСП в Украине производства ООО “Свиспан Лимитед” и ООО “ЛК Интерплит Надворная”, тыс.куб.м 127,943 198,271 190,377 Доля ООО “Свиспан Лимитед” и ООО “ЛК Интерплит Надворная” на украинском рынке, % 64,75 63,81 41,13 Импорт ДСП, тыс.куб.м 68,965 64,137 174,738 Доля импорта ДСП на украинском рынке, % 34,9 20,64 37,76 Потребление в Украине ДСП производства прочих отечественных заводов, тыс.куб.м 0,696 48,325 97,703 По данным инициаторов антидемпингового расследования. ЦЕНЫ на импортные ламинированные ДСП Квартал Страна Средневзвешенная цена импортируемых в Украину ДСП, USD за 1 куб.м Данные Госкомстата Украины Показатели инициаторов Указанные в жалобе Прозвучавшие на слушаниях в Мин-экономики I Польша 150 47,69 175 Словакия 167 61,01 205 II Польша 150 47,69 175 Словакия 169 61,01 205 IIII Польша 158 47,69 175 Словакия 174 61,01 205 IV Польша 158 - 175 Словакия 189 - 205 По данным Украинской ассоциации мебельщиков.

О ПЕРСПЕКТИВЫХ СБЫТА — Отличаются ли ваши нынешние схемы сбыта мебели от используемых на заре становления компании? — Когда в 1996 г. мы начали выпускать новую мебель, оказалось, что продавать ее никто не умеет, каналы сбыта не налажены. Бросились самостоятельно создавать каналы сбыта. Австрийские мебельщики нас убеждали, что так нельзя, что каждый должен делать свое дело: фабрики — производить, торговцы — продавать. Но нам некуда было деваться. Операторов не было. Поэтому мы начали расширять сбыт, открывая собственные магазины. Затем стали формировать дилерскую сеть, обучать персонал.

До сих пор продолжаем интенсивно этим заниматься, поскольку все равно зачастую уровень продавцов в регионах значительно уступает требуемому нами. Сейчас у нас более 40 дилеров. — Меняли ли вы условия работы с дилерами и почему? — Мы считали, что если дилер нормальный, то он продает нашу продукцию на свой страх и риск. Мы его обучали, предоставляли товарные кредиты. Но клиентов он должен был находить самостоятельно. Дилер ведь лучше знает особенности местного рынка. Но так случилось, что в одном регионе партнер нам изменил, а мы вложили в его развитие много времени и средств. Поэтому мы создали там свою компанию. Вообще, если в перспективном регионе мы не можем найти подходящего партнера, создаем там собственные компании. Есть примеры реализации проектов совместно с местными компаниями, в которых мы владеем лишь “минорной” долей (например, так получилось в Харькове). — Как выбирали партнера? — Проходил естественный отбор: приезжали в город, находили торговцев, предлагали им сотрудничество.

Существует две модели поведения регионального продавца. Первая: продвигать только конкретную марку или одну марку в этом классе. И компания все силы бросает на нее.

Вторая: у продавца есть магазин, в котором он выставляет все, что продается. Для меня, как производителя, вторая модель неприемлема: у него чего-то да купят, мой же товар будет продаваться в небольших количествах. Хотя эта модель продаж имеет право на существование и встречается до сих пор, но я думаю, что она бесперспективна. Так как у нас нет пока продавцов, имеющих торговые площади в 5-6 тыс.кв.м. — Пока нет! — Если появятся такие операторы, они будут работать по модели бутика. Неужели вы думаете, что оператор, открыв магазин площадью 2-3 тыс.кв.м, будет заниматься продажей мебели? Нет. Он сдаст площади в аренду и организует мебельный центр. Пригласит мебельщиков торговать на его территории. А есть еще формат cash с 1996 г. — акционер компании “Энран”; президент Украинской ассоциации мебельщиков.

Семейное положение: женат, воспитывает двух сыновей. Хобби: дайвинг, туризм.


 

Скульптура и инсталляции в интерьере. О доме и запахе сосны. Финский дом в китайских красках. Чтобы стены помогали. Мои рыночные университеты.

 

Главная ->  Покрытия 



0.0048